Количество фишинговых сайтов, имитирующих российские маркетплейсы, за год выросло в 11 раз
По данным Координационного центра доменов .RU/.РФ, число заблокированных фишинговых сайтов, имитировавших сервисы российских маркетплейсов, за I полугодие 2023 года выросло более чем в 11 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Лидером по подделкам стал сервис Avito (заблокирован 2971 фишинговый домен), за ним следуют Youla(1757 доменов) и Ozon (1509 доменов). При этом за I полугодие 2022 года было заблокировано 329 фишинговых доменов по Avito, 94 домена по сервису Youla и 89 – по Ozon.
Основными схемами мошенничества на маркетплейсах являются поддельная доставка, когда пользователь вводит данные своей карты на фишинговом сайте, после чего с нее списываются средства, а также различные схемы "угона" личных кабинетов продавцов, из которых затем выводятся средства, а товары распродаются по бросовым ценам. Распространяются фишинговые ссылки, в основном, в мессенджерах, так как особенности предпросмотра ссылок во многих из них позволяют скрывать часть доменного имени.
В пресс-службе Авито опровергли данные Координационного центра доменов .RU/.РФ: "Нет, мы не подтверждаем эту статистику. По данному вопросу мы сотрудничаем с ЦБ и другими партнерами в области кибербезопасности в рамках программы противодействия недобросовестным практикам. Авито умеет блокировать сомнительные ссылки, не имеющие отношения к платформе, если какой-то пользователь пытается переслать их другому в нашем чате и обеспечивает безопасность на всем пути пользователя от регистрации до совершения сделки. За последние три года мы улучшили показатели безопасности платформы более чем в 60 раз".
Как отметил директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев, объемы фишинга постоянно растут: "Так, за 6 месяцев 2022 года в зонах .RU и .РФ было заблокировано 5 тыс. фишинговых сайтов, а за неполные 6 месяцев 2023 года – уже более 18 тысяч. И это больше, чем по итогам всего 2022 года, когда в Рунете было заблокировано 15,3 тысячи фишинговых ресурсов".
"Маркетплейсы сегодня – ядро российской электронной коммерции, они имеют значительные обороты и, что важно для фишеров, большое число слабо подготовленных пользователей, которые легко попадаются на удочку мошенников. Мы, со своей стороны, активно боремся с фишерами, и доменные зоны .RU и .РФ отличаются самой быстрой в мире скоростью реакции на жалобы пользователей – в среднем, проходит всего 25,5 часов от подачи обращения до разделегирования мошеннического домена", - добавил он.