Image by Freepik
Объем продаж в сегменте e-grocery может вырасти на 36% - до 1,6 трлн руб. по итогам 2025 г. Количество заказов составит 1,1 млрд, что на 33% больше, чем в 2024 г. Рост стоимости среднего чека замедлится при одновременном росте количества заказов - он увеличится на 2%. Игроки рынка считают, что в 2025 г. важным драйвером роста e-grocery будет расширение присутствия в регионах.
Анна
Швецова
© ComNews
14.04.2025

По данным аналитической компании Data Insight, в феврале 2025 г. интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 79,1 млн заказов, а среднесуточное количество заказов составило 2551 тыс. Это примерно соответствует количеству заказов в январе 2025 г. и на 32% больше, чем в феврале 2024 г.

Аналитики полагают, что рынок e-grocery (продажи товаров повседневного спроса через интернет) по итогам года составит 1,1 млрд заказов и 1,6 трлн руб. без учета возможных негативных сценариев, то есть резкого ухудшение динамики реальных доходов, роста инфляции, ухода с рынка ряда ключевых игроков. Относительно 2024 г. количество заказов вырастет на 33%, а онлайн-продажи - на 36%.

Ранее агентство Data Insight сообщало, что по итогам 2024 г. количество заказов в сегменте e-grocery достигло 788 млн, что на 33% больше, чем в 2023 г. Общий объем продаж составил 1,2 трлн руб. - рост на 44% год к году. Средний чек - 1510 руб., что означает рост на 9%. Агентство InfoLine приводит похожие значения: совокупный объем онлайн-продаж продовольственных товаров (без учета продаж алкоголя по модели покупки онлайн с самовывозом) вырос на 40% и составил 1,3 трлн руб. в 2024 г.

Авторы бюллетеня Data Insight ожидают, что по итогам 2025 г. средний чек составит около 1535 руб., что на 2% больше, чем в 2024 г.

"Агентство прогнозирует замедление роста стоимости среднего чека в 2025 г. при одновременном росте количества заказов. Прогноз реалистичный: при росте инфляции покупатели сокращают объемы покупок, формат e-grocery является весьма востребованным и сильным конкурентом офлайн-магазинам", - обратила внимание ведущий аналитик брокера Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

При этом темпы роста количества заказов и объема продаж, по данным Data Insight, в течение года снижались: в I квартале динамика год к году составила 40% в заказах и 58% в объеме продаж, а динамика IV квартала составила 28% в заказах и 27% в объеме продаж в сравнении с 2023 г.

Средний чек в первом полугодии 2024 г. рос, однако во втором полугодии рост прекратился, а затем началось снижение: по итогам IV квартала размер среднего чека сравнялся с показателем 2023 г.

https://www.comnews.ru/content/237094/2025-01-14/2025-w03/1007/kolichestvo-zakazov-e-grocery-sostavit-781-mln-itogam-2024-g

E-grocery растет благодаря изменениям потребительских привычек, увеличению доверия к онлайн-заказам и развитию регионального присутствия сервисов доставки, считает директор по коммерции и развитию сервиса доставки продуктов Ozon fresh Арина Князева.

"В e-grocery конкурировать все сложнее, так как рынок перенасыщен. При этом пока его развитие не останавливается и не тормозится, но за клиента идет настоящая борьба, так как он переключается от одного продавца к другому", - рассказал директор по маркетингу оператора оптовой торговли Metro Russia Александр Федосов.

Тренды e-grocery в 2025 г.

Большинство опрошенных ComNews аналитиков и представителей отрасли считают, что драйвером роста в 2025 г. будет расширение присутствия в регионах. "Ключевыми драйверами роста сегмента e-grocery в 2025 г. станут расширение присутствия в регионах и дальнейшее развитие федеральных ретейлеров, предлагающих онлайн-доставку", - рассказал директор бизнес-формата "Фудтех" ("Магнит Доставка") Антон Зубов.

"Омниканальные игроки подключают офлайн-магазины к продажам через онлайн-витрины и развивают сегмент дарксторов, что увеличивает предложение и растит рынок", - также сказала Арина Князева из Ozon fresh.

Генеральный директор бренда "Тирольские" (кондитерская фабрика "Круг") Игорь Григорьев считает, что существенную роль в расширении услуг доставки в малых и средних городах сыграет сегмент готовой еды, "который помогает увеличивать маржинальность и стимулирует экспресс-доставку". По результатам опроса "Ромир" в 2024 г., россияне меньше готовят и чаще покупают готовую еду в магазинах. 39% покупают готовые блюда для завтрака не реже раза в неделю, а 5% из них делают это ежедневно. В опросе участвовало 1000 человек.

"Существенный фактор роста - улучшение предложения, особенно в сегменте готовой еды. Все больше игроков выходят на рынок с интересным ассортиментом, что привлекает клиентов к онлайн-покупкам. Спрос на ассортимент готовой еды Ozon fresh уже повысился более чем в 1,6 раза к прошлому году по I кварталу", - рассказала Арина Князева.

Кроме того, несколько игроков рынка отметили, что росту поспособствует дальнейшее развитие федеральных ретейлеров, предлагающих онлайн-доставку.

Аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова ожидает, что игроков на рынке e-grocery станет больше благодаря востребованности формата и росту количества пользователей мобильных приложений. Также развитие рынка может произойти за счет искусственного интеллекта и роботизации.

По данным исследования 2024 г. BNPL-сервиса "Долями", россияне чаще совершают спонтанные покупки в интернете (50%), чем в офлайне (38%). По мнению директора по бренду и коммуникациям сервиса доставки "Самокат" Катерины Нечаевой, тренд может быть связан с изменением повседневных привычек горожан и с растущей доступностью быстрой доставки.

"Пользователи воспринимают наш сервис уже как нечто большее, чем онлайн-магазин товаров повседневного спроса, и ассоциируют его с яркими эмоциями, - рассказала Катерина Нечаева. - Мы расширили ассортимент десятками тысяч non-food-товаров. Благодаря этому развитию пользователи могут заказать то, чего им спонтанно захотелось в моменте, и получить заказ в короткие сроки".

Ранее ведущий аналитик направления e-grocery Data Insight Ольга Пашкова сообщала в Telegram-канале компании, что тренд на развитие рынка онлайн-продажи продуктов сохранится и в 2025 г. Однако останется барьер в виде дефицита курьеров, который влияет на рост себестоимости доставки, из-за чего она становится платной для клиентов.

Новости из связанных рубрик