В онлайн-покупках главенствует предоплата
Самым распространенным способом оплаты онлайн-покупок по итогам 2022 г. стала предоплата по карте при оформлении, ею воспользовались 58 % опрошенных "Яндекс Маркетом" и компанией GfK Rus респондентов. При этом доля оплаты при получении снизилась с 2019 г. почти на 6%. Эксперты считают, что это связанно с ограничениями, которые диктуют сами онлайн-площадки.
© ComNews
14.03.2023

По данным опроса "Яндекс Маркета" и компании GfK Rus российской аудитории интернет-магазинов, более 58 % опрошенных оплатили последнюю покупку банковской картой при оформлении заказа. "Это самый распространенный способ расчета, и его доля продолжает расти. Оплата картой при получении - на втором месте, почти 24 %. Именно этот способ больше всего нравится самим покупателям. Растет и привлекательность оплаты картой при покупке, ее предпочитают уже почти 39 %", - рассказали в пресс-службе "Яндекс Маркета".

С 2016 г. способ покупки по предоплате картой вырос с 28,3% до 58,2% в 2022 г., а оплата при получении с 2016 г. с показателем 15,9% выросла и достигла пика в предпандемийном 2019 г. на отметке в 29,5% и снизилась к 2022 г. до 23,6%

Независимый эксперт Вадим Плесский отмечает, что заявление о росте предоплат по карте, например при покупке смартфонов, выглядит логичным, если покупатели делают покупки на Ali или JD.

"Яндекс Маркет" не приводит абсолютных цифр продаж через свою площадку. Определенные гарантии при покупке в китайских маркетплейсах дает сама платформа, есть продвинутый механизм подачи споров и получения компенсаций. При покупке на российских маркетплейсах гораздо логичнее оплачивать товар при получении. Проникновение банковских карт в России более 100% от взрослого населения, возможна оплата через систему быстрых платежей (СБП). При дальнейшей экспансии СБП доля оплат картами может ощутимо снизиться. Но пока карты остаются основным способом оплаты", - считает эксперт. По его словам, способ оплаты зачастую диктуется самим магазином. "Например, продуктовый ретейлер "ВкусВилл" отгружает заказ только после оплаты, другого варианта нет. А "М.Видео-Эльдорадо" практиковал дополнительную скидку в 5% при предоплате за ряд товаров", - отметил Вадим Плесский.

Кроме прочего, по итогам 2022 г. в сравнении с 2021 г. меньшее количество российских пользователей совершили онлайн-покупки в категориях, связанных с электроникой, в отличие от большинства других категорий, покупателей в которых стало больше. Категория смартфонов и планшетов с 2019 г. снизилась почти на 13%, а компьютеров и ноутбуков - на 9%.

В пресс-службе "Яндекс Маркета" отметили, что некорректно по данным исследования говорить про продажи в этих категориях. "В опросе приводятся данные о россиянах, которые хотя бы раз покупали в интернете товары из той или иной категории. И проценты в разбивке по категориям показывают, что человек ответил "да" на соответствующий вопрос - покупал ли хоть раз за год. При этом один человек мог совершить и больше одной онлайн-покупки за это время - в опросе его ответ засчитается один раз. Если говорить про продажи перечисленных категорий товаров - то они продолжают расти год к году", - уточнили представители "Яндекс Маркета".

По словам Вадима Плесского, есть несколько факторов, которые влияют на рынок смартфонов и планшетов в России. "Во-первых, рынок достиг стадии насыщения. Все, кто хотел купить себе или в подарок смартфон, уже это сделали. Продажи идут как естественная замена - вместо вышедших из строя устройств и замена старых на более новые модели. Во-вторых, жизненный цикл устройств увеличивается. Если раньше смартфон меняли раз в полтора-два года, то сейчас это делают реже. Различия между устройствами разных поколений стираются, и потребители не видят смысла в апгрейде или замене. В-третьих, значительное число социально активных граждан уехали из России в 2022 г. Это как раз та аудитория, которая могла себе позволить покупать дорогие девайсы и делать это регулярно", - рассуждает эксперт.

"Потребители научились пользоваться разными площадками, а так как на оборудование ушедших из России производителей гарантии нет, то они покупают там, где дешевле. И это зачастую оказываются китайские Ali и JD, а не российские маркетплейсы", - говорит Вадим Плесский.

Также результаты опроса "Яндекс Маркета" и GfK Rus показали, что за последние пять лет число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое. "В интернете не реже двух раз в год покупают примерно 60 % городских жителей 16-55 лет. Почти 85 % из них делают заказы минимум раз в месяц, почти 30 % - минимум раз в неделю", - рассказали авторы опроса. По их словам, главные причины покупать онлайн для россиян - возможность сравнить цены, сэкономить силы, которые потребовались бы на поездку в магазин, а также сделать покупку в любое время и из любого места.

При этом, исходя из данных опроса, число людей, которые считают, что онлайн покупать дешевле, с 2020 г. снизилось больше чем на 10%

По словам авторов опроса, доля покупок со смартфонов и планшетов продолжает расти и превысила 67 %. "Покупая с мобильных, люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами. Самые распространенные действия перед покупкой - чтение отзывов о товарах, а также сравнение самих товаров и цен на них в разных магазинах. А наиболее привлекательная для россиян акция - бесплатная доставка, хотя ее привлекательность немного снизилась по сравнению с прошлым годом. На втором месте - скидки, на третьем - кешбэк", - рассказали представители "Яндекс Маркета".

Новости из связанных рубрик