В IV квартале 2022 г. мировые поставки смартфонов упали на 18,3% год к году до 300,3 млн штук. В общей сложности в 2022 г. поставлено 1,21 млрд смартфонов, это самый низкий показатель с 2013 г. Игроки рынка говорят, что в 2023 г. на фоне кризисов в мире Россия окажется стабильной "тихой гаванью" для рынка смартфонов.
© ComNews
27.01.2023

Предварительные данные по поставкам смартфонов привела компания IDC. Директор по исследованиям IDC Набила Попал сообщила, что никогда не видела, чтобы поставки в праздничном квартале были ниже, чем в предыдущем квартале. "Ослабление спроса и высокие запасы заставили поставщиков резко сократить поставки. Интенсивные продажи и рекламные акции в течение квартала помогли истощить существующие запасы, а не стимулировать рост поставок. Поставщики становятся все более осторожными в поставках и планировании, переориентируя внимание на прибыльность. Даже Apple, которая до сих пор, казалось бы, была неуязвима, потерпела неудачу в цепочке поставок из-за непредвиденных карантинов на ключевых заводах в Китае. Этот праздничный квартал говорит нам о том, что растущая инфляция и макроэкономические проблемы продолжают сдерживать потребительские расходы даже больше, чем ожидалось, и отталкивают любое возможное восстановление до самого конца 2023 г.", - заявила она.

Директор по исследованиям всемирного ежеквартального трекера мобильных телефонов IDC Энтони Скарселла отметил, что с учетом того, что в 2022 г. ожидается снижение более чем на 11% за год, 2023 г. станет годом осторожности, поскольку поставщики переосмыслят портфель устройств, а каналы дважды подумают, прежде чем приобретать избыточные запасы. "Однако на позитивной ноте потребители могут найти еще более щедрые предложения по обмену и рекламные акции, продолжающиеся и в 2023 г., поскольку рынок будет думать о новых методах обновления и продажи большего количества устройств, особенно моделей высокого класса", - считает Энтони Скарселла.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в России примерно такие же тенденции, как и в мире, за исключением того, что российский рынок испытал шок от попытки торговой блокады другими странами. "Это случилось в марте и апреле 2022 г., тогда поставки были маленькими и рынок заметно просел. Например, поставки в апреле 2022 г. были на 75% ниже, чем в апреле 2021 г. Плюс во время частичной мобилизации резко упала активность. За счет этого поставки в 2022 г. год к году значительно упали: в 2021 г. поставлено 32,5 млн смартфонов, а в 2022 г. - 26,5 млн. В 2023 г. ситуация стабилизировалась, и есть небольшой рост. Возможно, показатель по итогам года составит 27,5 млн штук", - предполагает аналитик. По его словам, российский рынок смартфонов остается крупнейшим в Европе, поэтому тенденции такие же, что и во всем мире.

"Люди покупают устройства на больший срок и готовы платить больше. Даже на фоне снижения доли iPhone и флагманов Samsung средний чек растет за счет того, что повышается средняя цена аппарата, а бюджетный сегмент до 10 тыс. руб. падает", - объяснил Эльдар Муртазин.

По его мнению, тенденции 2023 г. определит политика. Он отмечает, что политические события влияют как на дистрибьюторов розничной сети, так и на покупателей. "Я не вижу проблем именно для российского рынка. Проблемы есть во всем мире - кризисы и рецессии. Они будут только усугубляться. Растет средняя цена продукта и себестоимость производства, объемы производства падают. Некоторые компании переносят производства на новые локации. Все это вместе дает увеличение стоимости продукта и снижение спроса. Поэтому я думаю, что рынок в 2023 г. глобально будет проблематичным. Россия в этом плане выглядит как такая тихая гавань, где все более-менее хорошо", - заключил Эльдар Муртазин.

Руководитель направления "Телеком" Ozon Алексей Зайцев отмечает, что к концу года рынок стабилизировался и можно зафиксировать структурное изменение спроса. "Прежде всего колоссально вырос интерес к китайским смартфонам, которые сейчас представляют достойную конкуренцию А- и B-брендам по функционалу и технологичности, а цена у них более привлекательна. К тому же китайские производители в этом году активнее вкладываются в продвижение продуктов, что также помогает стимулировать продажи. Это хорошо заметно во втором полугодии на фоне снижения маркетинговых активностей от лидирующих ранее вендоров", - говорит Алексей Зайцев. По его словам, покупатель стал реже смотреть в премиальный сегмент и чаще выбирает смартфоны до 50 тыс. руб. "Лидируют Xiaomi, Realme, Tecno, Infinix. Наибольшее количество купленных смартфонов на Ozon за девять месяцев приобретены в сегменте до 15 тыс. руб. Следующими по популярности идут смартфоны от 15 тыс. до 30 тыс. руб. И замыкают тройку лидеров устройства из верхнего ценового сегмента - от 50 тыс. руб. Тем не менее в этом году растут онлайн-продажи смартфонов: по итогам первых девяти месяцев на Ozon штучные продажи смартфонов выросли на 14% к аналогичному периоду прошлого года. По штучным продажам топ брендов с прошлого года не изменился и состоит из Xiaomi, Samsung, Apple. В денежном исчислении на первом месте в этом году прочно держатся смартфоны Apple. Среди смартфонов Apple лидируют в продажах в денежном исчислении флагманы этого года - iPhone 14 Pro 256 ГБ и iPhone 14 Pro Max 256 ГБ, оба в новом фиолетовом цвете", - рассказал руководитель направления "Телеком" Ozon.

Новости из связанных рубрик