Геннадий
Ржевский
11.07.2022

В России в ближайшее время может быть создан единый оператор цифровых рекламных конструкций. Соответствующий законопроект опубликован в информационной системе Госдумы.

Автор законопроекта - заместитель председателя комитета по экономической политике Артем Кирьянов. Законопроект предлагает внесение изменений в закон "О рекламе" и будет регулировать примерно 4500 цифровых рекламных поверхностей, существующих в России в данный момент.

Как отмечается в пояснительной записке, в случае вступления законопроекта в силу он позволит установить "особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц". Это необходимо для защиты национальных интересов России.

Законопроект позволит обеспечить контроль за размещением социальной рекламы и объявлений, а также "поставит на учет" цифровую наружную рекламу на территории всей страны. Использование единого информационного ресурса позволит оперативно отслеживать размещаемый контент и требовать своевременного прекращения демонстрации запрещенной и недостоверной информации - как на улицах, так и в интернете. Подобный подход, кстати, уже применяется в регулировании социальной интернет-рекламы.

Появление единого оператора позволит создать качественный и удобный отечественный сервис для граждан и компаний. Рекламодатели смогут размещать информацию на улицах и в Сети в рамках экосистемы единого оператора, "без необходимости поиска среди многочисленных компаний. Единый информационный ресурс будет инструментом для развития среднего и малого предпринимательства, а также самозанятых граждан".

Принятие поправок вызвано и рядом рисков, существующих сегодня в индустрии диджитальной наружной рекламы. В частности, законопроект предотвратит возможность утечек персональных данных, а так же трансляций "на цифровых рекламных носителях российских городов информации, противоречащей стратегии национальной безопасности России".

Сейчас на российском рынке услуги по размещению рекламы на цифровых конструкциях и публикации объявлений граждан в основном предоставляют компании, подконтрольные иностранным юрлицам - в том числе и из недружественных стран. Так, уже есть прецеденты утечки персональных данных, информации и статистики о количестве и характере транзакций физлиц в России с момента начала специальной военной операции. Например, в работе крупнейшего подобного сервиса "Авито" неоднократно происходили сбои, да и в целом довольно часто становится известно, что очередная порция персональных данных "утекла" за рубеж.

Также известно, что в отношении наружной рекламы были призывы взламывать цифровые рекламные носители и транслировать на них информацию, противоречащую стратегии национальной безопасности России. Это не новый метод. Подобные попытки встречались и двадцать лет назад. Можно вспомнить события 2002 года, когда на Манежной площади в Москве произошли массовые беспорядки. Тогда, по мнению правоохранительных органов, фанатов спровоцировал показ компанией рекламного ролика со "сценой вандализма" на уличных мониторах Манежной площади. В сюжете рекламного ролика использовалась сцена из фильма, в которой мужчина наносил удары тяжелым предметом по автомобилю. Тогда пострадали 79 человек, 49 из них были госпитализированы, 1 человек погиб.

Не стоит забывать и о прецеденте с рекламными площадями Meta (экстремистская организация, запрещенная на территории РФ) и Google, когда рекламные ресурсы интернет-гигантов фактически начали продвигать пропагандистские материалы, направленные против России и ее граждан. Эти материалы разрушали основы государственной политики и шли вразрез с интересами национальной безопасности России. И именно сейчас так необходимо сохранить и защитить достоверное информационное поле.

Создание единого оператора позволит более эффективно противодействовать санкциям и возможности того, что зарубежные компании, контролирующие в настоящий момент этот рынок, решат его покинуть. По словам депутата Кирьянова, никто в свое время не предполагал, что ряд российских юридических лиц, контролируемых иностранными компаниями и брендами, решат покинуть рынок. Точно так же это может произойти и в сфере цифровой наружной рекламы. А с учетом возможных последствий, таких как утечки персональных данных и информации о ситуации в экономике Российской Федерации, крайне важно нивелировать подобные риски и иметь независимую от внешних воздействий отечественную площадку.

Сейчас самыми крупными игроками на рынке цифровых рекламных щитов в стране являются компании Russ Outdoor и Gallery.

Новости из связанных рубрик