Рынок интерактивной рекламы разменял триллион

Эксперты Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) оценили объем российского рынка интерактивной рекламы и продвижения в интернете. По итогам 2024 г. объем рынка составил 1,236 трлн руб. Это на 53% больше, чем в 2023 г.
"Рост на 53% до 1,236 трлн руб. - это один из самых стремительных скачков за последнее десятилетие. Российский рекламный рынок адаптировался после 2022 г., когда ушли многие иностранные рекламные площадки, и переориентировал бюджеты на локальные платформы: VK, "Яндекс", Telegram, Rutube, Dzen и др. Думаю, этот рынок и дальше продолжит расти, но, возможно, темпы роста будут немного скромнее, чем в 2024 г. По итогам 2025 г. рынок интернет-рекламы в России может превысить 1,5 трлн руб.", - рассказал директор департамента оборудования и ПО J'son & Partners Consulting Максим Столповский.
Расчет проводился по методике, согласно которой рынок рекламы и продвижения в интернете делится на два блока. Первый блок - традиционные сегменты, которые включают бюджеты на performance и branding. Второй раздел - инновационные форматы - учитывает инвестиции в классифайды, Influencer Marketing, аудиорекламу, рекламу в мессенджерах и у мобильных операторов, E-Retail Media Ad.
Инвестиции в традиционные сегменты выросли на 27% в сравнении с 2023 г. и составили 542,7 млрд руб. в 2024 г. против 427,6 млрд руб. годом ранее. Вложения в инновационные форматы увеличились на 83% и достигли 693 млрд руб. В 2023 г. этот показатель составлял 379,64 млрд руб.
"Увеличение объема российского рынка рекламы и продвижения в интернете в 2024 г. - закономерное отражение общей тенденции к цифровизации рекламных коммуникаций. Показательно, что динамика роста в этом сегменте опережает общие показатели рекламного рынка в медиа. Это лишний раз подтверждает, что интерактивные форматы продолжают наращивать долю в медиамиксе", - отметил вице-президент АРИР Алексей Беляев.
В традиционных сегментах объем performance-рекламы увеличился на 24%. Эксперты АРИР оценили сегмент в 437,7 млрд руб. Вложения в Branding Video составили 32 млрд руб., что на 23% больше, чем годом ранее. На 50% выросли затраты на баннерную рекламу - они достигли 73 млрд руб.
Наибольший рост среди инновационных форматов показал Influence Marketing. Его объем увеличился на 161% и достиг 47 млрд руб. Затраты на E-Retail Media Ad составили 381 млрд руб. Сегмент продолжает стабильно расти, на 133% год к году.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын объяснил причины бурного роста рынка интерактивной рекламы: "Благодаря популярности онлайн-магазинов, возникло новое явление - E-Retail Media, а благодаря соцсетям расцвел рынок инфлюенсеров. Если в офлайне торговые сети просто брали с производителей плату за место на полках, то маркетплейсы создали рынок продвижения в интернете - рекламу на E-Retail Media. Его объем в 3,5 раза больше рынка имиджевой рекламы при помощи баннеров и видео. Эта величина благодаря темпам прироста в 133% почти сравнялась с объемом рынка поисковой рекламы и показывает, какую роль в нашей жизни начали играть маркетплейсы. Проще говоря, интернет в наше время - это Wildberries, Ozon, "Яндекс" и "Сбер". И выручка от рекламы на маркетплейсах - это их выручка. Еще быстрее вырос объем рекламы при помощи инфлюенсеров - лидеров мнений, на которых мы ориентируемся в стиле жизни и покупках. Хотя их значение политтехнологи открыли еще в 40-е гг. XX века, технологичные способы их использования возникают только теперь, в процессе взаимодействия социальных сетей и маркетплейсов".
"По нашим прогнозам, рынок рекламы и продвижения в интернете продолжит расти в 2025 г., хотя темпы роста могут замедлиться по сравнению с 2024 г. Это связано с тем, что многие компании уже завершили процесс перехода на цифровые каналы, и базовые показатели становятся выше, что затрудняет поддержание таких высоких темпов роста. По итогам 2025 г. объем рынка может достичь 1,6-1,8 трлн руб., что составит рост на 30-40% относительно 2024 г. Основным драйвером роста станет развитие локальных технологий, так как российские ИТ-компании продолжат внедрять инновации, такие как нейросети, AR/VR-технологии и программатик-платформы, что повысит эффективность рекламы", - предположил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Операционный директор аналитического проекта "Рейтинг Рунета" Анатолий Денисов не рискнул делать подробный прогноз: "Прогнозировать рост рынка в 2025 г. сложно - на него одновременно влияют две мощные разнонаправленные силы. С одной стороны, медиаинфляция, вызванная новым сбором за рекламу и расширением круга плательщиков НДС среди рекламных площадок. С другой - сжатие потребительской экономики: высокие ставки по депозитам перераспределяют деньги населения в банки вместо покупок, а дорогие кредиты из-за высокой ключевой ставки ограничивают возможности бизнеса".
