Предприниматели не готовы к новым кассовым чекам
ИТ-компания "Эвотор" оценила готовность предпринимателей в малом бизнесе к новым требованиям к кассовым чекам. С 1 февраля 2021 г. все предприниматели должны указывать в чеках наименования товаров и услуг. По данным ИТ-компании "Эвотор", предприниматели не торопятся подготовиться к новым требованиям к содержанию чеков, вступающим в силу с 1 февраля. По данным на 20 января 2021 г., на трети смарт-терминалов "Эвотор" не было заведено ни одной товарной позиции. За год доля таких смарт-терминалов сократилась с 45% до 32%. Часть малого бизнеса (29%) пробивает как чеки с наименованиями, так и "по свободной цене". Более 38% предпринимателей пробивают только чеки с наименованиями - они полностью готовы к законодательным изменениям.
"Эвотор" провел опрос предпринимателей, которые пробивают чеки без наименований. Половина опрошенных признались, что до сих пор ведут учет товара в тетради. Треть (32%) не ведет учет вообще. Только 11% предпринимателей используют программное обеспечение для учета товаров. При этом ПО не синхронизировано с онлайн-кассой, поэтому информация о товаре не отражается в чеке. Около 7% опрошенных ведут товарный учет в Excel.
По данным опроса, только 30% респондентов - это микробизнес (менее 100 товарных позиций). Треть (33%) - это магазины с номенклатурой 100-500 позиций (продуктовые "у дома", небольшой общепит, хозяйственные, канцелярские, строительные магазины с большим количеством штучного товара). Еще 37% - это магазины с номенклатурой от 500 позиций (хозяйственные, канцелярские, строительные магазины, галантерея).
Новые требования к чекам вводятся в рамках законодательных изменений для повышения прозрачности экономики. Данные кассовых чеков аккумулируются налоговыми органами и позволяют более эффективно оценивать состояние бизнеса в разных отраслях. Вступающие в силу с 1 февраля требования к содержанию кассового чека изложены в ст.4.7 ФЗ-54 от 22.05.2003 и ст.7. п.17 №290-ФЗ от 03.07.2016. За отсутствие номенклатуры в чеке (п.4 ст.14.5 КоАП) предусмотрен штраф до 3000 руб. для должностного лица и до 10 тыс. руб. для ИП или организации.
"Малый бизнес традиционно готовится к законодательным изменениям в последний момент. Для предпринимателей с малым ассортиментом соответствовать новым требованиям к чекам будет несложно - достаточно завести товары на кассе вручную. Но если ассортимент торговой точки включает больше 100 наименований, имеет смысл внедрять товарный учет. Это позволит эффективно анализировать и контролировать продажи, упрощает множество бизнес-процессов. Это первый шаг к автоматизации бизнеса, внедрению программ лояльности и онлайн-продаж", - отмечает коммерческий директор ИТ-компании "Эвотор" Ольга Кукушкина. Она рассказала, что по опыту кассовой реформы и внедрения маркировки можно сказать, что многие предприниматели готовятся к законодательным нововведениям буквально в последние дни. Поэтому вероятно, что доля "неготовых" сократится к 1 февраля, но часть предпринимателей наверняка будут вносить изменения в свою работу в течение февраля.
"Среди причин неготовности может быть простое незнание, предприниматели могут и не следить за законодательными изменениями или пропустить информацию об этом. Некоторые надеются на отмену или перенос сроков или на то, что сразу проверок контролирующих органов не будет. Если ассортимент торговой точки небольшой, то можно внести все товарные позиции вручную, никаких расходов, кроме времени, это не потребует. Если в торговой точке больше 100 наименований товаров - имеет смысл внедрять товарный учет. Программ и приложений для товарного учета множество, и они могут сильно варьироваться в цене в зависимости от функционала", - рассказала Ольга Кукушкина.
Как сообщили в пресс-службе ИT-компании "Платформа ОФД" (оператор фискальных данных, электронного документооборота и отчетности), требование по номенклатуре кассовых чеков уже действовало в отношении юридических лиц и ИП, использующих кассовую технику, однако ряд предпринимателей имели отсрочку до 1 февраля 2021 г.: ИП с режимами налогообложения ПСН, УСН, ЕСХН и ЕНВД, а также ИП, не реализующие подакцизные товары. Как правило, это малый и микробизнес. "Вместо выдававшихся ранее "суммовых" фискальных документов, теперь всем необходимо указывать обязательные реквизиты: название, количество и цену за единицу товаров, работ, услуг. Важно помнить, что, помимо штрафов, фискальный документ без наименования товара может признаваться недействительным, а это может усложнить урегулирование вопросов с покупателями в случае их обращений", - объяснили в пресс-службе "Платформа ОФД".
Аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов считает, что к нововведениям не готов не только бизнес, но и налоговая служба, которая не имеет возможности аккумулировать, обрабатывать и анализировать тысячи товарных позиций, тем более вводимых вручную на кассе. "Для этого потребуется серьезное перевооружение ФНС и операторов фискальных данных. В частности, им потребуются самообучающиеся алгоритмы, Big Data и другие инструменты для корректных выводов о том, как в России распределяются товарные потоки и какие доходы имеет сектор услуг. Собственно, в этом и есть причина, что бизнес неохотно готовится к нововведению: все понимают, что закон первое время де-факто работать не будет. Достаточно вбить в кассу любой набор знаков, чтобы автоматика зафиксировала, что товар в чеке указан. Поэтому даже тот небольшой штраф в размере 10 тыс. руб., который прописан в законе, на практике мало кому выставят", - полагает Валерий Емельянов.