© ComNews
31.07.2018

Количество абонентов платного ТВ в России по итогам II квартала текущего года выросло на 0,5% по сравнению с предыдущим кварталом до отметки в 43,4 млн. Об этом свидетельствуют данные исследования "ТМТ Консалтинга". При этом проникновение услуги превысило 76%. Средний счет на абонента (ARPU) составил 168 руб. без НДС, что на 2 руб. больше, чем было годом ранее. В отчетных цифрах отражены текущие тренды - насыщение рынка платного телевидения и смещение зрителя в интернет. Согласно прогнозам "ТМТ Консалтинга", в III квартале текущего года абонентская база может вырасти на 0,4%, а объем рынка - на 0,7%.

Согласно исследованию "ТМТ Консалтинга", наибольший вклад в развитие рынка внесла технология IPTV. Количество подписчиков в этом сегменте выросло на 142 тыс. При этом около 70% новых подключений пришлись на ПАО "Ростелеком".

В сегменте спутникового ТВ количество абонентов выросло на 130 тыс. Абонентская база лидера рынка - оператора "Триколор ТВ" (НАО "Национальная спутниковая компания") после снижения в I квартале вновь продемонстрировала рост на 46 тыс. абонентов. Чуть меньше - на 31 тыс. - увеличилось количество подписчиков ООО "Орион Экспресс". Количество абонентов спутникового ТВ ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) по итогам II квартала текущего года достигло отметки в полмиллиона.

В сегменте кабельного телевидения (КТВ) отток составил 43 тыс. абонентов. В результате в структуре абонентской базы по технологиям доля КТВ сократилась еще на 1 п.п., а доля IPTV, соответственно, увеличилась. Выручка росла во всех сегментах рынка.

Структура абонентской базы рынка платного ТВ по технологиям распределилась следующим образом: на КТВ приходится 42% абонентов, на спутниковое ТВ - 39%, на IPTV - 19%. Структура выручки поделилась несколько иначе: КТВ - 46% доходов, IPTV- 29%, спутниковое ТВ - 25%.

По итогам квартала лидером и по темпам роста, и по абсолютному приросту абонентской базы стало АО "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ "Дом.ru", "Дом.ru Бизнес"). Это произошло за счет того, что оператор во II квартале консолидировал несколько крупных покупок - ООО "Брянские Кабельные Сети", ООО "Стрела Телеком", липецкое ООО "Телемир". Абонентская база второго по величине российского оператора платного ТВ - "Ростелекома" к концу первого полугодия составила 10 млн абонентов.

Согласно таблице, представленной экспертами "ТМТ Консалтинга", во II квартале 2018 г. "Триколор ТВ" нарастил абонентскую базу на 0,4% (на 46 тыс.) до 12,24 млн абонентов по сравнению с I кварталом текущего года. "Ростелеком" довел число абонентов почти до 10 млн (9,99 млн), что на 0,7% (на 78 тыс.) больше, чем в предыдущем отчетном периоде. Абонентская база "ЭР-Телекома" выросла на 10,7% (на 357 тыс.) до 3,69 млн. МТС увеличила число абонентов на 1,7% (на 55 тыс.) до 3,33 млн. Замкнул топ-5 "Орион Экспресс" с 3,13 млн абонентов, подросший на 1% (на 31 тыс.).

За счет приобретений и органического роста операторы из топ-5 суммарно выросли более чем на 650 тыс., замечают аналитики "ТМТ Консалтинга". В то же время число подписчиков остальных операторов сократилось почти на 330 тыс.

По подсчетам "ТМТ Консалтинга", доли основных игроков по размеру абонентской базы распределились следующим образом: "Триколор ТВ" - 28%, "Ростелеком" - 23%, "ЭР-Телеком" - 9%, МТС - 8%, "Орион Экспресс" - 7%, прочие - 25%.

Структура рынка платного ТВ по выручке такова: "Ростелеком" - 33%, "Триколор ТВ" - 18%, "ЭР-Телеком" - 10%, МТС - 8% и прочие - 31%.

Представитель "Триколора ТВ" считает закономерным снижение темпов роста в течение нескольких кварталов на фоне насыщения рынка платного ТВ. Эта ситуация отражает изменения в модели потребления контента. По его словам, для дальнейшего развития операторы должны предлагать уже не только набор разнообразных телеканалов высокого качества, но и комплексный цифровой продукт, отвечающий запросам современного человека, живущего в цифровом мире.

"Именно поэтому крупнейший российский оператор цифрового телевидения "Триколор ТВ" трансформирует свою бизнес-модель в мультиплатформенного оператора цифровой среды, готового создать единое информационное пространство развлечений и сервисов для всей семьи, доступное с любого устройства, в любом месте и вне зависимости от времени", - говорит представитель компании.

"Ростелеком" до объявления финитогов не раскрывает цифры. Однако ожидает, что по итогам II квартала компания сохранит положительную динамику роста абонбазы, а также пройдет психологически важную отметку: количество подписчиков основного драйвера роста - IPTV превысит 50% в абонбазе платного ТВ (остальное - кабельное ТВ).

"Сегмент IPTV продолжает расти наряду с увеличением количества "оптических" абонентов ШПД - более 80% новых абонентов подключают пакеты ШПД+ТВ", - отмечают в пресс-службе "Ростелекома". Одним из факторов, стимулирующих интерес к ТВ во II квартале, "Ростелеком" называет то, что компания стала официальным региональным партнером Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России.

Как замечают в пресс-службе оператора, ARPU в сегменте платного ТВ "Ростелекома" последовательно растет. "По итогам I квартала 2018 г. в целом по сегменту составил 238 руб., +6% год к году, а по IPTV - 308 руб., +3% год к году", - отмечают в компании.

В "ЭР-Телекоме" считают, что дальнейший рост базы и ARPU возможен за счет перехода клиентов с аналогового на цифровое ТВ, с низко- на высокодоходные тарифы, увеличения проникновения дополнительных сервисов (тематических пакетов каналов, телеархива, видео по запросу), распространения формата 4К, сделок M&A.

Для наращивания абонентской базы "ЭР-Телеком" стремится повышать качество клиентского и технического сервиса. В частности, в этом году оператор запустил систему проактивного сервиса (СПАС) для предупреждения проблем на сети (см. новость ComNews от 20 марта 2018 г. ). "Решение позволяет в онлайн-режиме находить клиентов, которые испытывают трудности с предоставлением услуг из-за неисправности на узле сети, в подъезде или даже в квартире, и решать их еще до того, как абонент самостоятельно обратится в компанию. В результате количество обращений и сервисных заявок в компанию, в том числе повторных, сократилось на 18%", - отметили в пресс-службе. Кроме того, оператор запустил масштабный технический проект, в рамках которого модернизирует сети для более 600 тыс. клиентов в 15 тыс. домах 35 крупных городов (см. новость ComNews от 29 июня 2018 г.). Также "ЭР-Телеком" стремится постоянно совершенствовать свои услуги: увеличивает количество цифровых и HD-каналов (219 каналов, из них 85 - в HD), запустил первый UHD-канал (Insight UHD) и первое приложение для Smart TV. 

В МТС в целом согласны с приведенной экспертами "ТМТ Консалтинга" статистикой. В компании полагают, что в данный момент происходит переток между разными услугами Pay TV. "В конечном итоге абонент выберет технологию, которая для него удобнее, дешевле, и оператора, у которого он получит более качественный контент", - ожидают в МТС.

Для увеличения клиентской базы МТС готова сформировать качественный контентный план, индивидуализировать продукт для конкретного пользователя, сформировать удобные конвергентные решения в рамках группы МТС, позволяющие потреблять больше услуг и одновременно экономить.

Генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский признал, что представленные в исследовании цифры в целом отражают ситуацию на рынке платного телевидения. "Происходящее в сегменте DTH выглядит не слишком оптимистично, но предсказуемо. В отчетных цифрах по итогам полугодия отражены текущие тренды - насыщение рынка платного телевидения, смещение зрителя в интернет. Наряду с положительной динамикой  ARPU, у большинства компаний замедляется рост новых подключений. При этом активно растет аудитория онлайн-сервисов, - говорит Кирилл Махновский. - Основная задача операторов сегодня, учитывая эти тренды, - обеспечить себе дополнительные возможности для роста и развития, максимально задействовав имеющийся потенциал для диверсификации бизнеса".

Что касается DTH, источник роста "Орион" видит в работе с собственной абонентской базой. "Драйверами направления B2B мы считаем дальнейшее развитие продуктовой линейки Play Оut, в том числе экспансии на зарубежные рынки. Конкурентным преимуществом группы компаний "Орион" в сегменте В2В является уникальный и наиболее полный цикл услуг для вещателей - от создания концепции нового телеканала до его трансляции телезрителям по всей России, СНГ и миру в любых форматах SD/HD/UHD", - перечисляет глава "Ориона".

Директор по проектам "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова отмечает отток абонентов аналогового КТВ у небольших локальных операторов, не имеющих возможности инвестировать в развитие услуги. В итоге абоненты переходят к операторам, предлагающим цифровое ТВ с дополнительными сервисами в пакете с интернет-доступом. "Эта тенденция будет продолжаться, поскольку все большую конкуренцию операторам аналогового КТВ будут составлять также ОТТ-видеосервисы", - прогнозирует Елена Крылова.

Если в КТВ наступила стагнация, то, обращает внимание Елена Крылова, остальные технологии еще демонстрируют положительный тренд. К спутниковому ТВ продолжают подключаться села и дачные поселки, а в сегменте IPTV операторы подключают к услуге платного ТВ своих ШПД-абонентов, предлагая им пакеты услуг по выгодным акционным тарифам.

Согласно прогнозам "ТМТ Консалтинга", в III квартале текущего года абонентская база может вырасти на 0,4%, а объем рынка - на 0,7%.