100 млрд на платном ТВ
Объем российского рынка платного ТВ (по выручке) к 2020 г. превысит 110 млрд руб. Таков прогноз экспертов J’son & Partners Consulting. По итогам 2017 г. совокупная выручка операторов на рынке платного телевидения достигла 87,2 млрд руб.
Выручка рынка платного ТВ подросла
Аналитики J'son & Partners Consulting считают выручку платного телевидения в РФ по двум составляющим - базовым услугам телевещания и дополнительным услугам операторов. Выручка платного телевидения от предоставления базовых услуг телевещания (кабельное, спутниковое и интерактивное ТВ) в РФ в 2017 г. достигла 83,4 млрд руб., увеличившись на 8,8%. Общая выручка от дополнительных услуг платного телевидения в России выросла на 40,7%, до 3,8 млрд руб.
К дополнительным услугам платного телевидения эксперты J’son & Partners Consulting относят видео по запросу/оплату просмотра (VоD/PPV) - просмотр нелинейного видео (кинофильмы или телепрограммы) из библиотеки или на выделенных каналах, Multiscreen - просмотр теле- и видеоконтента на разных устройствах (Smart TV, ПК, телевизор, мобильное устройство), Multiroom - возможность просмотра телеканалов на разных приставках (телевизорах) и Timeshift - функция отложенного просмотра.
Отметим, что эксперты "ТМТ Консалтинга" ранее исследовали рынок платного ТВ в 2017 г. Согласно их отчету, выручка увеличилась на 10,6% до 84,2 млрд руб. Причинами роста выручки аналитики назвали увеличение абонентской базы операторов и повышение ARPU на 7% со 156 руб. до 167 руб.
Выручка на рынке платного ТВ в трехлетней перспективе превысит 110 млрд руб.
Аналитики J’son & Partners Consulting ожидают, что в 2018 г. выручка платного телевидения от предоставления базовых услуг телевещания в РФ составит 89,9 млрд руб. Выручка от дополнительных услуг платного телевидения вырастет до 4,9 млрд руб. Общая выручка рынка платного телевидения составит 94,8 млрд руб.
Как ожидают аналитики "ТМТ Консалтинга", в 2018 г. абонентская база платного ТВ продолжит расти. По их прогнозам, к концу 2018 г. число подписчиков вырастет на 2,1% до 43,7 млн. Объем рынка по итогам текущего года превысит 90 млрд руб.
Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2020 г. выручка платного телевидения от предоставления базовых услуг телевещания в РФ составит 102,9 млрд руб. Выручка от дополнительных услуг платного телевидения вырастет до 10,6 млрд руб. Общая выручка рынка платного телевидения составит 113,5 млрд руб.
Доля абонентов кабельного ТВ падает, а интерактивного ТВ - увеличивается
Согласно подсчетам J’son & Partners Consulting, в 2017 г. абонентская база платного ТВ в России увеличилась на 2,5% и составила 41,9 млн пользователей. По данным "ТМТ Консалтинга", число абонентов платного ТВ выросло за год на 3,8% до 42,8 млн.
Структура абонентской базы российского рынка платного ТВ состоит из пользователей кабельного (КТВ), спутникового и интерактивного ТВ (IPTV).
Из отчета J’son & Partners Consulting следует, что доля пользователей кабельного ТВ в общей структуре абонентской базы платного телевидения в 2017 г. сократилась на 1,8% до 42,6%. О сокращении числа абонентов кабельного ТВ говорят и эксперты "ТМТ Консалтинга". По их подсчетам, к концу 2017 г. услугой пользовалось на 110 тыс. домохозяйств меньше, чем в начале года. "По итогам года доля кабельного ТВ и в абонентской базе, и в доходах снизилась еще на 2 п.п., на столько же выросла доля IPTV", - отмечают аналитики "ТМТ Консалтинга". При этом в структуре выручки на КТВ все еще приходится почти половина рынка (49%), спутниковое ТВ (24%) и IPTV (27%) делят оставшийся рынок в сопоставимых долях.
В отчете "ТМТ Консалтинга" также сказано, что отток абонентов наблюдается только в сегменте аналогового КТВ: за год телевидение в аналоговом формате перестали смотреть (отключились совсем либо переключились на цифру) более полумиллиона домохозяйств. В итоге к концу года более трети всех абонентов КТВ получали услугу в цифровом качестве. В результате доля цифровых абонентов в абонентской базе всего платного ТВ выросла еще на 4 п.п. до 72%.
При этом доля пользователей IPTV, наоборот, увеличилась на 1,9% до 17,7%, следует из данных исследования J’son & Partners Consulting. Согласно выводам "ТМТ Консалтинга", абонентская база в IPTV-сегменте выросла больше всего, на 0,9 млн (всего же число подписчиков платного ТВ за год увеличилось на 1,5 млн), и составила 18%.
Как говорится в отчете J’son & Partners Consulting, доля абонентов спутникового ТВ снизилась незначительно - на 0,2% до 39,6%. Однако "ТМТ Консалтинг" замечает, что темпы роста спутникового ТВ в 2017 г. оказались выше, чем годом ранее, благодаря МТС, начавшей в 2017 г. активное продвижение спутниковой технологии. Число абонентов спутникового ТВ в 2017 г., по данным "ТМТ Консалтинга", составило 39%.
Как отмечают аналитики J’son & Partners Consulting, относительно предыдущего года в общей абонентской базе увеличились доли ПАО "Ростелеком" - 23,3%, "Триколор ТВ" (НАО "Национальная спутниковая компания") - 29,3%, ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - 7,5% и АО "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ "Дом.ru", "Дом.ru Бизнес") - 7,7%.
Причем у первых трех операторов это произошло из-за привлечения новых абонентов, а "ЭР-Телеком" нарастил количество подписчиков прежде всего за счет активной политики на рынке слияния и поглощения (см. новость ComNews от 28 апреля 2018 г.).
В отчете J’son & Partners Consulting говорится, что оставшиеся доли распределились следующим образом: ООО "Орион Экспресс" - 7,3%, ПАО "ВымпелКом" - 2,8%, ОАО "Комкор" (ТМ "Акадо Телеком") - 2,4%, ООО "НТВ‑Плюс" - 2,2% и др. - 17,6%.
Аналитики "ТМТ Консалтинга" замечают, что рост рынка платного ТВ происходил за счет операторов из топ-5. Структура рынка платного ТВ в 2017 г. по числу абонентов выстроилась следующим образом: "Триколор ТВ" - 29% (12,2 млн), "Ростелеком" - 23% (9,8 млн), "ЭР-Телеком" - 8% (3,3 млн), МТС - 7% (3,2 млн), "Орион Экспресс" - 7% (3 млн) и прочие - 26%. По выручке операторы распределились так: "Ростелеком" - 32%, "Триколор ТВ" - 18%, "Эр-Телеком" - 10%, МТС - 8% и прочие - 32%.
Как отмечается в отчете "ТМТ Консалтинга", лидером по числу новых пользователей стал "Ростелеком". Оператор растет за счет подключения к IPTV (свыше 600 тыс. новых абонентов за год). В то же время абонентская база КТВ у оператора продолжает сокращаться: за три последних года от услуги отключилось 350 тыс. домохозяйств.
Еще два оператора - МТС и "ЭР-Телеком" продемонстрировали схожий рост как в абсолютных, так и в относительных показателях. Выводы "ТМТ Консалтинга" о причинах роста "ЭР-Телекома" сходятся с выводами J’son & Partners Consulting: оператор вырос в основном за счет M&A. МТС, как замечают аналитики "ТМТ Консалтинга", активно продвигала услугу спутникового ТВ (прирост за год составил около 300 тыс. абонентов) и услугу IPTV в Москве (МГТС).
Мнения игроков отрасли
В "Акадо Телекоме" согласны с выводами аналитиков. Однако, по словам руководителя пресс-службы "Акадо Телеком" Светланы Белых, темпы роста рынка платного ТВ несколько снизились по сравнению с 2016 г. Это объясняется рядом факторов, среди которых повышение тарифов и рост популярности дополнительных сервисов, на которые указали эксперты в своем исследовании.
Драйверами роста доходов для "Акадо Телекома" стали повышение качества услуги платного ТВ в целом и использование современного абонентского оборудования. Кроме того, новые клиенты предпочитают пакетные предложения "Интернет+ТВ".
В 2018 г. "Акадо Телеком" рассчитывает увеличить финансовые показатели за счет реализации интерактивного ТВ-сервиса. По мнению Светланы Белых, рынок платного ТВ продолжит свое развитие за счет интерактивных функций и дополнительных сервисов - например, сервиса мультискрин.
Директор департамента коммуникаций "НТВ-Плюс" Алексей Прохоров обращает внимание на то, что доходность бизнеса оператора определяется двумя показателями - стоимостью привлечения абонента (SAC) и ARPU. У "НТВ-Плюс", как замечает Алексей Прохоров, показатель SAC - один из самых низких на рынке, притом что ARPU традиционно остается на высоком уровне - около 360 руб.
Представитель "НТВ-Плюс" замечает, что в условиях высокого проникновения услуг особое значение приобретают сервисы, которые "генерят" дополнительный доход. Например, онлайн ТВ. В I квартале этого года число платящих абонентов OTT‑платформы "НТВ-Плюс" выросло в 3,5 раза, а уровень ARPU превысил 420 руб.
Алексей Прохоров полагает, что в долгосрочной перспективе произойдет кардинальное изменение потребления профессионального телевизионного контента. "Телеканалы, за исключением, пожалуй, информационных, заменит единый нелинейный контентный массив, из которого будет формироваться индивидуальная линейка программ для просмотра. Промежуточным этапом перехода к такой модели потребления может быть создание умных систем рекомендаций", - добавил он. В свою очередь, "НТВ-Плюс" усиливает аналитический блок нашей ОТТ-платформы для исследования зрительского поведения и статистики телесмотрения, а также для создания системы рекомендаций. Это позволит формировать индивидуальное предложение в зависимости от запросов абонентов.
Директор по развитию ГК "Орион" Елена Ячменникова полагает, что данные, представленные в отчете "ТМТ Консалтинга", находятся в пределах оценок большинства аналитических агентств. Она сообщила, что в первой половине года оператор подключил 3-миллионого абонента спутникового телевидения "Телекарта". Годовой прирост абонентской базы составил 4%. Средний ARPU оператора продемонстрировал положительный рост в пределах 5%.
Елена Ячменникова полагает, что, исходя из динамики развития рынка платного телевидения за последние несколько лет, результат 2017 г. абсолютно ожидаем. "Органический рост рынка замедляется, тенденция на работу российских операторов с собственной абонентской базой становится все более выраженной. Поэтому наиболее интересные тренды сегодня формируются за рамками естественного прироста. В частности, мы видим, как интерес к тематическому ТВ у зрителей не только продолжает сохраняться, но даже растет. Наряду с этим большинство участников рынка, ориентированных на долгосрочную стратегию развития, сегодня нацелены расширить свое присутствие в различных средах вещания и на большинстве территорий", - замечает она.
В пресс-службе "ЭР-Телекома" сообщили, что ARPU абонентов в их компании растет за счет перехода клиентов с аналогового на цифровое ТВ, с низкодоходных на высокодоходные тарифы, увеличения проникновения дополнительных сервисов и увеличения абонентской базы за счет сделок M&A. Драйверами роста для операторов остаются дополнительные тематические пакеты каналов, телеархив, VoD, добавили в пресс-службе оператора.
Как уточняют в пресс-службе "Триколора ТВ", одним из главных критериев роста финансовых показателей является развитие дополнительных сервисов, в том числе открывающих доступ к мультиэкранному просмотру, видео по запросу, управлению эфиром. Еще одно перспективное направление - предоставление цифровых услуг корпоративным клиентам.
"Если говорить именно о спутниковом сегменте, то, несмотря на замедление темпов роста, он обладает потенциалом для дальнейшего развития, однако степень насыщения этого рынка уже достаточно высока. Поэтому "Триколор ТВ", помимо прочего, развивает OTT-проект и онлайн-сервисы. При этом мы продолжаем совершенствовать свое контентное предложение для линейного просмотра ТВ через спутник и предлагаем абонентам разнообразные сервисы, не требующие доступа к Интернету. Одним из драйверов роста здесь выступает и популяризация UHDTV, массовое распространение которого возможно именно благодаря спутниковой технологии", - отметил представитель пресс-службы "Триколора ТВ".
Как напомнили в пресс-службе "Ростелекома", в 2017 г. сегмент платного ТВ вырос быстрее рынка. Выручка сегмента увеличилась на 16% и достигла 27,3 млрд руб. Главными причинами "Ростелеком" называет рост абонентской базы (на 5% в сегменте платного ТВ в целом и на 14% - в IPTV-сегменте) и увеличение ARPU (на 8% год к году). Также опережающими темпами росла выручка от дополнительных услуг. Например, доходы от услуги "Видеопрокат" (VoD) выросли на 22%. Проникновение услуги "Управление просмотром" (пауза, перемотка, архив программ) увеличилось до 68% от общего количества абонентов (годом ранее было 58%).
"Ростелеком", ставший официальным региональным партнером Чемпионата мира по футболу, рассчитывает на развитие ТВ-бизнеса в 2018 г. Как уточнили в пресс-службе оператора, "Ростелеком" готовит специальное контентное предложение для абонентов-болельщиков, посвященное ЧМ.
В пресс-службе МТС сообщили, что удовлетворены темпами роста количества абонентов платного ТВ.
-
16.05.2018"Ростелеком": еще больше цифры
-
01.02.2018Пользователи привыкают платить за контент