Отечественное требует "долгих денег"
Чтобы поддержать российских производителей телеком-оборудования в нынешних условиях, нужно снизить импортные пошлины на комплектующие и уменьшить ставки по кредитам для отечественных компаний - такие меры предлагают принять государству игроки отрасли. Со своей стороны Минэкономразвития обозначило другие инструменты, которые можно использовать для развития импортозамещения.
Снижение импортных пошлин и ставок по кредитам предложили старший вице-президент по технической инфраструктуре ОАО "Ростелеком" Александр Цейтлин и гендиректор компании "Т8" Владимир Трещиков во время выступления на панельной дискуссии, организованной в рамках XXVII Международной выставки "Связь-Экспокомм-2015".
"Нужно снизить импортные пошлины на комплектующие, то есть сделать их нулевыми - такими же, как и пошлины на готовое оборудование", - отметил Александр Цейтлин. Кроме того, российским производителям нужны долгие и дешевые деньги. По его словам, российскому игроку на старте тендера на 25% сложнее, чем зарубежному. "Пошлины на комплектующие составляют 10%, а пошлины на ввоз готового оборудования - 0%. Госкредит китайские производители берут у себя в стране под 1-2%, а в нашей стране отечественные производители до кризиса брали под 10-12%", - пояснил он. Переломить ситуацию может только государство, приняв соответствующие меры.
"Деньги - кровь экономики. Нужны длинные деньги. Прекрасно, что китайцы предлагают финансирование на пять лет под 3% годовых. Заказчик идет к ним, берет их оборудование, а потом оно само себя окупает с оплаты с трафика", - отметил Владимир Трещиков. "Финансирование в России работает на импорт. Российские банки кредитуют под 21-28%, при этом, например, "Т8" не может получить кредит, так как банк требует обеспечения недвижимостью на сумму кредита", - отметил замгендиректора компании Константин Марченко. "Зарубежные банки кредитуют соотечественников под 0-5%. Например, китайский вендор Huawei получает государственное финансирование от своей страны $8 млрд под 1% годовых, что позволяет ему предлагать клиентам эффективную схему работы - поставку оборудования без предоплаты с постепенной оплатой с прибыли", - добавил он.
Владимир Трещиков предложил использовать в России схему, аналогичную той, по которой китайских производителей поддерживает китайское правительство. Он добавил, что российским компаниям нелегко работать на экспорт из-за существующих финансовых условий. "В Казахстане мы работали на японские деньги, так как японцы дают кредит под 0% годовых, если ты работаешь на экспорт и в нем есть 1% японского оборудования. Но это сложно", - отметил он, порекомендовав применять подобные условия работы на экспорт и для российских производителей.
Советник директора Института информационных технологий НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Мальянов отметил, что постепенно экономическая ситуация стабилизируется, кредитные ресурсы становятся доступными, хотя и достаточно дорогими. "Хотелось бы продолжения смягчения кредитной политики со стороны банков, потому что это очень нужно для устойчивого развития", - отметил он.
Со своей стороны директор Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития РФ Александр Масленников напомнил, что на рынке уже есть инструменты, которые обеспечивают поддержку отечественных производителей. "Есть полный запрет на закупку иностранной продукции по ряду товаров, а также частичное ограничение на участие в закупках иностранных производителей", - отметил он, напомнив, что эти механизмы применяются к более чем 400 видам товаров и услуг.
Минэкономразвития подготовило проект закона о внесении изменений в 223-ФЗ (закон о закупках). Он поможет настроить закупочную деятельность компаний с госучастием. "Речь идет о последовательном доведении продукции российского производителя до необходимого уровня качества, чтобы компания могла использовать его оборудование без ущерба для бизнеса", - пояснил он.
Александр Масленников также отметил необходимость увеличения долгосрочных кредитных ресурсов. "Мы принимаем меры по этому направлению: существует финансирование за счет Фонда национального благосостояния - средства из него идут на крупные инфраструктурные проекты, но в принципе вход для других проектов тоже не закрыт, - отметил он. - Кроме того, у российских производителей есть возможность участвовать в программах проектного финансирования, оно, как правило, предоставляется на уровне 10% годовых на длительный период. Достаточно большие суммы на конкретные проекты могут предоставить и институты развития, Роснано. Ведомство активно развивает и механизмы частно-государственного партнерства".
Роль государства в процессе импортозамещения отметил и директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Сергей Хохлов. "Механизм импортозамещения - меры регулятивного воздействия, продвижение отечественного продукта на российском рынке. Когда наша промышленность была слаба, это место заняли другие - зарубежные вендоры. Сейчас мы будем пытаться их в хорошем понимании этого слова "выдавливать" с государственного рынка, из сферы госзакупок и госкомпаний. С помощью этого рынка мы раскрутим маховик, чтобы отечественные производители могли получить спрос на свою продукцию", - отметил он.
Как ранее сообщал ComNews, госорганы до сих пор не выработали единые критерии импортозамещения. Представители телеком-отрасли отмечают, что до сих пор нет единого списка оборудования, по которому приоритет отдается отечественным поставщикам, а предложения отдельных ведомств хаотичны и противоречат друг другу (см. новость ComNews от 13 мая 2015 г.).
Напомним, ранее Минпромторг не внял предложению Минкомсвязи об исключении из Плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной отрасли 65 видов оборудования (см. новость ComNews от 30 апреля 2015 г.). Министерство предлагало не вносить в План часть оборудования, исходя из соображений технологической необходимости и оптимизации бюджетных средств.
-
30.04.2015Минкомсвязи не дали сэкономить
-
13.05.2015Импортозамещение вперемешку и вразнобой