11.03.2014

"Известия" выяснили, что телеканалу выделялись деньги еще при работе его нынешнего совладельца Винокурова в кредитной организации.

В истории краха инвестиционного банка "КИТ Финанс" до сих пор остаются черные пятна. В частности, неясно, как успешная кредитная организация в столь короткий срок оказалась в предбанкротном состоянии, требующем господдержки. Куда выводились средства за несколько месяцев до санации банка? "Известия" выяснили судьбу некоторых из них. Cовет директоров банка, гендиректором которого был Александр Винокуров, одобрил финансирование телеканала "Дождь", возглавляемого его супругой Натальей Синдеевой. Позже, чтобы спасти банк, государство направило на его поддержку десятки миллиардов рублей, а сам Винокуров, покинув кредитную организацию, стал богаче.

Сделки с "Дождем"

В 2007 году, когда Синдеева решила создавать "Дождь", Александр Винокуров владел 62,01% акций банка "КИТ Финанс". Пакет в 20% контролировало ОАО "КИТ Фортис Инвестмент Менеджмент", председателем совета директоров которого также являлся Винокуров. Другие доли принадлежали старым знакомым Винокурова, члену совета директоров Максиму Цыганову (2,36%) и члену правления Наталье Курачевой (2,17%).

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, "Дождь" был зарегистрирован в апреле 2008 года. Винокуров всегда отрицал факт выделения средств на развитие телеканала со стороны "КИТ Финанса". Но оказавшиеся у "Известий" протоколы общих собраний совета директоров инвестбанка рассказывают другую историю. Собрание 8 июля 2008 года приняло решение осуществить сделку с ОАО "Телеканал Дождь". О какой сумме шла речь и чем было обосновано финансирование, протокол не сообщает.

Сам Винокуров как лицо заинтересованное в голосовании не участвовал. Впрочем, это был уже не первый случай, когда чета Винокуров – Синдеева получила финансовую поддержку "КИТ Финанса". В 2007 году Винокуров заключил с собственным инвестбанком кредитный договор на сумму $5,5 млн, которые должен был вернуть через год, но сделал ли это — остается неясным.

Вряд ли это были деньги на неотложные бытовые нужды. По открытой информации СМИ, состояние Винокурова на тот момент оценивалось в $200 млн. Через год оно резко выросло — до $1,3 млрд. При этом сам экс-гендиректор не отрицает, что на своем посту принимал решения, которые довели банк до санации.

Санация банка

В 2008 году инвестиционно-банковский холдинг "КИТ Финанс" из-за кризиса не смог выполнить обязательства по сделкам на сумму 7,2 млрд рублей. Винокуров покинул банк в том же году.

Санация банка прошла в 2009 году. Минфин, который тогда еще возглавлял Алексей Кудрин, принял решение спасти банк, выделив ему 135 млрд рублей. Еще 113 млрд рублей предоставило Агентство по страхованию вкладов и 22 млрд рублей выделил Внешэкономбанк.

Казалось, что из-за накрывшего страну финансового кризиса заморожен будет и проект "Дождя". В начале 2009 года в его штате числилось всего четыре сотрудника. Но спустя всего три дня после одобрения Минфином стратегии спасения "КИТ Финанса" у Натальи Синдеевой вдруг обнаружились деньги на запуск телепроекта.

Cупружеская чета отрицала связь полученных "Дождем" инвестиций с санацией банка "КИТ Финанс". Винокуров уверяет, что проект финансировался исключительно из средств его супруги. Как бы то ни было, начавший работу "Дождь" в 2010 году собрал 14,7 млн рублей выручки.

С 2009 года экс-гендиректор инвестбанка "КИТ Финанс" открыто продолжил инвестиции в медиаресурсы: сайт Slon.ru, телеканал "Дождь", журнал "Большой город". Кроме того, он вложил деньги в сеть клиник "Чайка".

Банкиры и оппозиционеры

Эксперты и политики не раз указывали на возможные факты финансирования "КИТ Финансом" телеканала. В декабре 2013 года, например, депутат Госдумы Сергей Неверов направил запрос на имя председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной с просьбой проверить, как была использована господдержка от Минфина инвестиционному банку в 2008 году. Парламентарий увидел связь между запуском телеканала "Дождь" и выделением "беспрецедентной государственной поддержки в размере 135 млрд рублей".

Но все эти обвинения совладелец "Дождя" Александр Винокуров опровергал.

— Дело было еще в 2008 году, и оснований для подозрений до сих пор не возникло. Не думаю, что Сергей Неверов сможет дополнить эту картину. Когда деньги от Минфина пошли, я уже не был ни гендиректором, ни владельцем банка, — сказал он.

Некоторые банковские аналитики считают невозможным установить связь между финансированием "Дождя" и санацией "КИТ Финанса".

— Cложно доказать, какие финансовые отношения связывали "КИТ Финанс" и "Дождь". А пока нет комментариев следственных органов или Центробанка, мы не можем утверждать, что какая-то сумма досталось "Дождю" от спасения банка, — считает банковский аналитик Михаил Кузьмин.

Анна Кокорева, аналитик компании "Альпари" считает, что важно разобраться с тем, какие конкретно сделки с телеканалом "Дождь" были одобрены советом директоров, при этом она считает историю "КИТ Финанса" очень похожей на судьбу "Моего банка" политика Глеба Фетисова. Минувшей зимой банк оказался на грани банкротства и имеет брешь в балансе в размере 11 млрд рублей. Следствие установило, что Фетисов продал "Мой банк" группе физических лиц уже с дырой в 8 млрд рублей.

— По иронии судьбы может оказаться, что государственные деньги были потрачены банком на антигосударственную пропаганду, которую ведет "Дождь", — замечает Анна Кокорева. — Мы можем узнать правду о том, на чьи деньги ведут свою деятельность склонные к оппозиции банкиры. Сначала они плохо позаботились о собственных вкладчиках, а теперь говорят о свободе, равенстве и демократии.

Банкира и политика Глеба Фетисова следственные органы задержали в конце февраля. Силовики подозревают его в махинациях на сумму свыше 6 млрд рублей. Выплаты легли на плечи Агентства по страхованию вкладов.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий убежден, что и недавнее задержание Глеба Фетисова, и история "КИТ Финанса" не имеют прямого отношения к политике.

— Фетисов пытался политизировать обыкновенное мошенничество, создал карманную партию "Альянс зеленых". Складывается впечатление, что он просто хотел получить неприкосновенность, утраченную им после ухода из сенаторов, — полагает Осадчий.

Общее у Фетисова с Винокуровым то, что они оба оказались богаче после появления крупных финансовых проблем у структур, которые им ранее принадлежали.