По мнению экспертов консалтинговой компании "Яков и Партнеры", доля беспилотных автомобилей в России к 2042 г. достигнет 80%. Потенциальный экономический эффект для страны при переходе на автономный транспорт составит 4,6 трлн руб. в год. Однако участники рынка называют такие показатели слишком оптимистичными.
© ComNews
06.02.2025

Более 80% автомобилей в России к 2042 г. могут стать беспилотными. Внедрение автономного транспорта принесет российской экономике около 4,6 трлн руб. ежегодно. К таким выводам пришли эксперты консалтинговой компании "Яков и Партнеры" в исследовании "Робот за рулем: перспективы перехода на беспилотные автомобили в России". Более того, эксперты считают, что уже к 2035 г. доля беспилотных автомобилей на российских дорогах будет составлять более 25% от общего количества транспорта.

"Достижение таких результатов возможно только при продуманном правовом регулировании в отрасли, стимулировании частных инвестиций в технологии автономного транспорта и создании умной инфраструктуры, на которую потребуется около 1,5 трлн руб. до 2035 г.", - подчеркнул партнер "Яков и Партнеры" Максим Болотских.

Эксперт рынка НТИ "Автонет" Игорь Мишин считает такой прогноз слишком оптимистичным: "Если даже рынки откажутся от классических бизнес-моделей, переход на беспилотники займет годы. Ситуация такова, что компании не готовы отказаться от привычных способов перевозки не только людей, но и грузов, потому что рынок прекрасно осознает, что беспилотники на дорогах пока скорее просто технология, а не продукт. И даже в такой реальности рынок применения беспилотных технологий продолжает медленно расти - по 0,5% в год".

Руководитель проектов АНО "Агентство цифрового развития" Софья Крикунова также считает прогнозы завышенными: "Доля беспилотных автомобилей 80% к 2042 г. не соответствует текущему развитию инфраструктуры беспилотного транспорта в России. Более реалистичным представляется прогноз, в котором данная цифра варьируется от 35% до 40%".

"Такой уровень внедрения представляется чрезмерно оптимистичным, учитывая текущие барьеры. Беспилотные технологии требуют значительных инвестиций в разработку, тестирование и сертификацию. В России пока отсутствует необходимая экосистема для массового внедрения. Не обойдемся и без правовых норм. Для беспилотного транспорта они только начинают формироваться. Например, вопросы ответственности при ДТП с участием беспилотников остаются нерешенными", - отметил генеральный директор АНО "Агентство цифрового развития" Алексей Мостовщиков.

Также Алексей Мостовщиков рассказал о сложности создания умной инфраструктуры: "Теоретически возможно создать умную инфраструктуру за 10 лет, но это потребует значительных усилий, координации и привлечения ресурсов. Этот процесс требует взаимодействия множества сторон: государства, бизнеса, научных организаций. Отсутствие четкой координации может замедлить процесс".

https://www.comnews.ru/content/233472/2024-05-31/2024-w22/1008/bespilotnyy-avtomobil-neskoro-zamenit-klassicheskiy-transport

Переход к беспилотным технологиям будет происходить поэтапно. В первую очередь автономные решения будут внедрены в предсказуемых и изолированных средах, таких как склады и логистические центры. Затем технологии распространятся на магистральную логистику, а после - на городской транспорт и массовые перевозки.

Авторы исследования утверждают, что для автолюбителей и городских властей переход на беспилотные автомобили станет решением сразу нескольких проблем. Во-первых, снижение аварийности: около 88% ДТП происходят из-за человеческих ошибок, и внедрение автономного транспорта может предотвратить тысячи аварий, спасти жизни и сэкономить стране 635 млрд руб. ежегодно. Уже при замене 25% традиционного автопарка на беспилотники уровень аварийности заметно сократится.

Во-вторых, беспилотные автомобили откроют новые возможности для людей, которые не могут водить машину по состоянию здоровья или другим причинам. Более того, автономные технологии помогут уменьшить пробки, сделав дорожное движение более эффективным, считают эксперты компании "Яков и Партнеры".

Алексей Мостовщиков уверен, что внедрение беспилотного транспорта действительно может значительно сократить аварийность на дорогах: "Это правда, но эффект будет зависеть от нескольких пунктов: исключение человеческого фактора и обеспечение связи между транспортными средствами. В долгосрочной перспективе - при массовом внедрении и развитии технологий - беспилотный транспорт может сократить аварийность на 30-50%. Однако в переходный период эффект может быть менее заметным из-за смешанного трафика и технологических ограничений".

Также переход на беспилотные решения принесет преимущества и грузоперевозчикам. Операционные затраты могут сократиться на 30-40%, что обеспечит логистической отрасли дополнительный экономический эффект в 2,1 трлн руб. в год и стабилизирует рынок труда.

Как отмечают авторы исследования, путь к полной автономии требует согласованных усилий государства и бизнеса. Одними из главных задач станут создание умной инфраструктуры и разработка единых стандартов для беспилотных технологий. В противном случае есть риск столкнуться с "зоопарком" технологий, где машины разных производителей и стран будут работать в одной экосистеме без четких правил.

Новости из связанных рубрик