Рубит - не рубит. Кто рвет кабели в Балтийском море: Россия, Илон Маск или Несси
Мельникова выпускающий редактор ComNews.ru
Почти десяток инцидентов с обрывом волоконно-оптических кабелей в Балтийском регионе за последние полтора месяца не вызывают сомнений в преднамеренном внешнем воздействии. Но в точности как в романе "Убийство в Восточном экспрессе" Агаты Кристи, под подозрение в равной степени попадает множество сторон. Сыщик Эркюль Пуаро в романе говорил: "Я до последнего подозреваю всех".
Наиболее свежее событие в этой череде - обрыв подводного оптического кабеля между Латвией и Швецией, который принадлежит Латвийскому государственному центру радио и телевещания (LVRTC): это произошло 26 января. Как сообщил LVRTC в воскресенье, 2 февраля, место обрыва обнаружено на глубине 100 м, в 130 км от начальной точки кабеля в городе Вентспилс. LVRTC экстренно нанял ремонтное судно, которое должно начать восстановительные работы 3 февраля - но, как отметил владелец подводного кабеля, сроки восстановления зависят от погодных условий.
Черная полоса для связистов на Балтике началась 18 ноября 2024 года, когда был поврежден подводный волоконно-оптический кабель BCS East-West Interlink, соединяющий Литву и Швецию. На следующий день из строя вышел подводный кабель C-Lion1 финской компании Cinia, между Финляндией и Германией (инцидент произошел в территориальных водах Швеции). 3 декабря зафиксирован разрыв телекоммуникационного кабеля GlobalConnect между Швецией и Финляндией, причем сразу в двух местах (правда, это случилось на суше - на финской территории). 25 декабря 2024 года произошел обрыв электрического кабеля EstLink 2 между Эстонией и Финляндией в Балтийском море (его мощность - 650 МВт), а также трех подводных оптических кабелей связи в Финском заливе.
В большинстве случаев береговая охрана Финляндии, Швеции, Эстонии и других стран региона задерживала разные грузовые суда, зачастую шедшие из российских портов или, предположительно, в Россию. Например, над кабелем EstLink 2 проходил контейнеровоз Xin Xin Tian 2 под флагом Гонконга, направлявшийся из Петербурга в Порт-Саид (Египет), в районе пролегания кабеля C-Lion1 был задержан китайский сухогруз Yi Peng 3, который также стартовал в Петербурге, а по подозрению в повреждении кабеля LVRTC латвийский патрульный корабль досмотрел судно Michalis San под флагом Мальты, следующее из алжирского порта Беджая, предположительно, в Россию.
Начинайте с меня
Несмотря на то, что прямых свидетельств участия России в многочисленных авариях на подводных кабелях никто не обнаружил, из стран Балтии постоянно доносятся обвинения в адрес РФ. НАТО объявило о миссии "Балтийский страж" по защите подводных кабелей в Балтийском море. Генсек НАТО Марк Рютте заявил, что это сделано "после серии инцидентов, связанных с возможным саботажем со стороны России", отметив: "Более 95% интернет-трафика проходит через подводные кабели, обеспечивающие финансовые транзакции на $10 трлн ежедневно".
Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас обвинила в морских диверсиях Россию и Китай, призвав задуматься, являются ли "атаки" на подводные кабели в Балтийском и Южно-Китайском морях "простыми совпадениями" (последнее - отсылка к обрыву подводного телекоммуникационного кабеля на Тайвань, который произошел 7 января 2025 года).
Как сказал в романе "Убийство в Восточном экспрессе" сыщику Пуаро один из пассажиров, Гектор Маккуин, "начинайте с меня, и я постараюсь, если, конечно, это удастся, очиститься от подозрений".
Аварии на подводных оптических кабелях в Балтийском море не только нарушили связность между странами региона, но и повлияли на глобальный маршрут транзита трафика из Азии в Европу. Сгоряча можно сказать, что это на руку России: магистральные операторы в ней на протяжении более чем 20 лет продвигают услуги транзита евроазиатского трафика через российскую территорию. Причем они делают акцент на том, что этот маршрут не только самый короткий (в сравнении с оптическими кабелями, идущими по дну Индийского, Тихого и Атлантического океанов), а значит, и время задержки по нему минимально, но и на большей надежности сухопутного кабеля, а также более высокой скорости его восстановления в случае обрыва.
Однако авария на балтийских кабелях ударила и по российским магистральным операторам. Сразу несколько этих компаний использовали подводные кабели на Балтике, прежде всего C-Lion1, поэтому в течение надели, которая ушла на сварку двух обрывов, их клиенты в Азии и Европе испытывали проблемы с доступом.
Если бы России действительно нужно было напакостить "западным супостатам", гораздо логичнее было бы устраивать диверсии подальше от родных берегов и уж точно не на Балтийском море, часть которого относится к суверенным водам РФ.
Новое - хорошо забытое старое. Уже мало кто помнит, но в начале 2018 года в западной прессе поднялся шум из-за того, что российское океанографическое исследовательское судно "Янтарь" прошло в районе пролегания магистральных подводных волоконно-оптических кабелей в Южной Атлантике. В марте 2018-го агентство Associated Press процитировало верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерала Кертиса Скапаротти: "Мы наблюдаем такую активность российского Военно-морского флота, особенно в подводной сфере, каковой мы не видели с 1980-х годов". Само агентство в редакционной публикации задавалось вопросами: "Будет ли Москва заниматься разрывом этих кабелей или попытается подключаться к ним? Желает ли Кремль вызвать озабоченность Запада тем, что подобные действия потенциально возможны? Неудивительно, что Россия ничего не заявляет по этому поводу".
Забавно, что семь лет назад Associated Press приводило ту же цифру, которую пару недель назад назвал генсек НАТО: "Подводные волоконно-оптические кабели передают большинство мировых звонков, емейлов, SMS и интернет-трафика, а также обеспечивают финансовые транзакции на $10 трлн в день".
https://www.yahoo.com/news/russia-may-targeting-undersea-internet-21313…
Однако за прошедшие семь лет российский след в Атлантике так и не обнаружился и разрыва кабелей не происходило.
Так что можно вспомнить еще одну цитату из романа Агаты Кристи. "Как вы уже отметили, мсье Пуаро, - вставил доктор Константин, - две улики на одно преступление - в такую рассеянность как-то не верится".
Ще не вмерла Украина
Рассуждая о том, кто еще мог бы быть заинтересован в обрывах кабелей на Балтике, можно вспомнить и Украину. Порубить подводные кабели и свалить на Россию - теоретически возможная тактика в гибридной войне. Тем более что в подрывах газопроводов "Северный поток" и "Северный поток - 2", виновник которых так и не найден, западные расследователи находили и украинский след. Хотя были версии причастности все той же России и Китая, а также США.
Далее везде
В теории Китай также имеет интерес к способствованию обрывам кабелей на Балтике. На большом транзитном направлении телеком-трафика Европа-Азия есть несколько маршрутов, и китайские операторы его используют, участвуя в строительстве кабелей по дну Индийского океана. Логично предположить, что они хотят попортить северные кабели, чтобы весь трафик шел через Индийский океан. Кроме того, они проявляют интерес к Севморпути и вообще к выходу на Север, поэтому в теории могут вредить северным странам как конкурентам в этом регионе.
Америка тоже может быть причастной к обрывам. Именно по маршруту транзита через США и два океана (Тихий и Атлантический), хотя он и самый длинный, проходит самый большой объем трафика из Азии в Европу.
Вполне вероятным выглядит также и мотив Илона Маска как владельца низкоорбитальной космической группировки Starlink: как заставить клиентов перейти на спутниковый интернет? Конечно, обрубить наземные или подводные кабели связи.
Из менее очевидных вариантов - шведы. Стравив Россию, Финляндию и балтийские страны, в завязавшейся междоусобице превратить Финляндию и балтийские страны снова в свои колонии. Швеция владела заморскими колониями с 1638 по 1663 год, в 1733 году и с 1784 по 1878 год.
И совсем уже невероятные, но тоже варианты:
- Лох-несское чудовище (Несси) - из озера Лох-Несс вытекает река Несс, которая впадает в залив Мори-Ферт Северного моря. А Балтийское и Северное моря соединяются.
- Greenpeace, выступая против загрязнения природы, портит всем "малину".
- ТНТ устроил подлянку для новой серии "Битвы экстрасенсов", чтобы загадать участникам шоу сложнейшую загадку - опуститься на морское дно и почувствовать зачинщика.
- Виноват исчезающий вид - бомж подводный. Мировому сообществу предстоит разобраться: чей бомж самый находчивый и глупый, решил сдать ВОЛС на металлолом (не подозревая, что он из стекловолокна) и заработать - ведь медные наземные кабели кончились.
Вряд ли в ближайшее время мы узнаем, кто виноват в обрывах подводных ВОЛС. Но независимо от того, кто портит кабели - китайцы, Илон Маск, Россия или лох-несское чудовище, с новой силой на рынок выходят три альтернативных маршрута пропуска трафика. Сухопутный через Россию - с самой короткой задержкой. В отличие от подводного, сухопутный кабель легче ремонтировать. И тогда в выигрыше от ситуации с обрывами окажутся "Ростелеком", "МегаФон", "ТрансТелеКом", МТС и прочие российские операторы связи. Другой маршрут - через Индийский океан: второй по длине и с самой короткой задержкой трафика после сухопутного. И третий маршрут - самый длинный и с самой большой задержкой трафика через два океана: из Европы в Азию, через Тихий океан, территорию США и Атлантический океан. Там про обрывы никто не слышал - хотя бы из-за больших океанских глубин их устроить сложнее.