Инфофорум-2025. На фото: директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров
За девять месяцев 2024 г. количество операций без добровольного согласия клиента (ОБДС) в банках России составило почти 900 тыс. на сумму 18,3 млрд руб. При этом банки предотвратили 46,3 млн попыток ОБДС на 9,2 трлн руб.
Инфофорум-2025. На фото: директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров
© ComNews
06.02.2025

О количестве пресеченных банками операций без добровольного согласия клиента на Инфофоруме-2025 рассказал директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров. Он подчеркнул, что за первые девять месяцев 2024 г. российским банкам удалось сэкономить средств граждан в несколько раз больше, чем в 2023 г.

"За девять месяцев 2024 г. российские банки отразили 46,3 млн попыток операций без добровольного согласия клиента на общую сумму 9,2 трлн руб. Объем предотвращенных хищений вырос в 2,5 раза в сравнении с аналогичным показателем 2023 г. Это свидетельствует о высокой эффективности работы антифрод-систем банков", - отметил Вадим Уваров.

При этом за те же девять месяцев 2024 г. злоумышленники в общей сложности все-таки похитили у граждан 18,3 млрд руб. при ОБДС в количестве 899,9 тыс. Значительную долю в общем объеме похищенных средств занимали заемные средства.

Переводы без добровольного согласия клиента - это операции, осуществляемые без согласия плательщика или с согласия, полученного путем обмана или злоупотребления доверием, с учетом признаков, установленных Банком России согласно приложению к приказу от 27 июня 2024 г. №ОД‐1027, размещенному на его официальном сайте. Это переводы, в которых сведения о плательщике или получателе, а также об участвующих в переводе электронных средствах платежа (их реквизитах) совпадают с информацией, содержащейся в базе данных Банка России о случаях и попытках осуществления перевода без добровольного согласия клиента.

База данных формируется на основе сведений, полученных от банков и других операторов платежных систем, которые по закону обязаны противодействовать переводам, осуществляющимся без согласия клиента, как правило, под воздействием злоумышленников. Поэтому информацию обо всех случаях или попытках перевода денежных средств, по которым клиенты заявили несогласие с их совершением, банки и другие операторы платежных систем передают в Банк России. Кроме того, в базу данных Банка России могут поступать сведения от МВД России.

"Статистика однозначно говорит о повышении эффективности борьбы банков с мошенничеством. При росте объема попыток хищений в 2,5 раза объем реально похищенных средств вырос всего на 55%, то есть эффективность противодействия - как отношение хищений к общему объему попыток хищения - выросла почти в два раза. Опираясь на эти данные, антифрод-системы российских банков в целом можно считать эффективными, учитывая современные реалии и международные стандарты. И это результат того, что в последние годы банки существенно усилили меры по противодействию мошенничеству", - рассказал директор по развитию продуктов центра цифровых решений для бизнеса ООО "БСС" (BSS) Станислав Шилов.

Также Станислав Шилов напомнил и о недостатках антифрод-систем в банках: "Во-первых, мошенники каждый раз находят новые способы обмана, что требует от банков постоянного обновления и модернизации систем. Во-вторых, избыточная чувствительность антифрод-систем может приводить к ложным срабатываниям, что создает неудобства для законопослушных клиентов банков. Кроме того, эффективность антифрод-систем во многом зависит от качества работы сотрудников банка и их способности своевременно выявлять и блокировать подозрительные операции. В этом плане российским банкам еще есть над чем работать, особенно в части обучения и мотивации персонала".

Представитель пресс-службы ПАО "Сбербанк России" высоко оценил антифрод-систему банка: "Эффективность антифрод-платформы "Сбера" в 2024 г. достигла 99,8%. Это один из самых высоких показателей в мире среди подобных платформ. Благодаря комплексному подходу к вопросу обеспечения кибербезопасности в 2024 г. "Сбер" помог россиянам уберечь от мошенников более 300 млрд руб.".

Представители Альфа-Банка, Т-Банка, ВТБ, Газпромбанка, ПСБ не ответили на вопросы корреспондента ComNews.

Новости из связанных рубрик