07.02.2014

Компания Google и Еврокомиссия достигли компромисса для прекращения антимонопольного разбирательства в отношении самого крупного в мире интернет-поисковика. Google согласился пойти на уступки, в частности размещать результаты трех конкурентов по тематическим запросам в специальной заметной рамке, тем самым избежав штрафа в размере до $5 млрд.

Google договорился с Еврокомиссией об условиях работы поисковика, тем самым положив конец трехлетнему антимонопольному расследованию регулятора и избежав уголовного преследования, которое могло привести к штрафу в размере до $5 млрд, то есть 10% от годовой выручки компании за 2013 год на уровне $59,8 млрд. Компания согласилась пойти на уступки также и для того, чтобы защитить свой секретный поисковый алгоритм от надзора со стороны европейских регулирующих органов.

Еврокомиссия вела антимонопольное расследование в отношении Google с ноября 2010 года, после того как более десятка конкурентов компании, в том числе Microsoft и Yahoo!, подали жалобы на поисковый сервис Google, обвинив компанию в продвижении собственных сервисов и услуг в ущерб другим игрокам рынка. Так, при использовании поисковика Google в списке результатов поиска в первую очередь отображались сервисы компании и ее клиентов, а результаты конкурентов появлялись значительно ниже, даже если полностью соответствовали поисковому запросу. Кроме того, Google обязывал своих клиентов не располагать у себя на сайтах ссылки на другие поисковики.

По условиям соглашения с Еврокомиссией компания Google, которой, по данным comScore, принадлежит 75% европейского рынка поисковиков, будет отображать результаты трех конкурентов по тематическим запросам, таким как магазины, рестораны, отели и прочее, в специальной рамке. При этом конкурентам все равно придется платить за показ своих результатов. Также Google снимет ограничения для своих клиентов-рекламодателей, позволив им размещаться на конкурирующих поисковых платформах. Сделка с Еврокомиссией рассчитана на пять лет и касается исключительно европейского рынка поисковиков, то есть результаты поиска Google в Европе будут внешне отличаться от результатов, например, в США.

Конкуренты Google остались недовольны компромиссом, который компания достигла с Еврокомиссией. По их мнению, они так и остались в невыгодном положении, несмотря на уступки Google. Так, конкуренты утверждают, что, поскольку ссылки на их сервисы будут представлены в рамке, пользователи примут их за рекламу и все равно не станут переходить по этим ссылкам. Немецкий картографический сервис Euro-Cities намерен подавать жалобу в суд. "Мы будем продолжать принимать правовые меры в отношении деловой практики компании Google в Германии и, если необходимо, судах ЕС",— заявил глава компании Ханс Бирман. Европейская организация потребителей BEUC также назвала соглашение Google с регулятором "глубоко разочаровывающим" и сделанным "далеко не в целях обеспечения справедливого потребительского выбора при использовании интернет-поиска в Европе".

Google не впервые демонстрирует способность договариваться с антимонопольными регуляторами по вопросу работы своего поисковика. Так, Федеральная торговая комиссия США также пыталась установить, отдает ли Google предпочтение собственным сервисам, специально занижая результаты конкурентов в поиске, и в январе прошлого года приняла решение договориться без санкций при условии некоторых уступок. "Переговоры могут работать лучше, чем конфронтация. Google проявил гибкость, предложив свои условия по урегулированию спора с ЕС, в отличие от Microsoft",— прокомментировал профессор университета штата Айова Герберт Ховенкамп. Microsoft вела судебные споры с Еврокомиссией более десяти лет, и это обошлось компании в штрафы на общую сумму более $2,5 млрд.