Денис Легезо, CNEWS
15.10.2010

Минкомсвязи обсуждает с Минэкономразвития возможность упрощения механизма выбора единого подрядчика по госзаказам. Такая практика могла бы быть актуальной для многолетних ИТ-проектов, считают в ведомстве.

Скандал с ИТ-конкурсами Минздравсоцразвития и вопросы к ряду других спорных тендеров в сфере ИТ, объявленных в последние дни, помимо прочего, продемонстрировали несовершенство закона о госзакупках (94-ФЗ). Периодически ведомства оказываются в ситуации, когда из года в год им приходится объявлять новые тендеры на продолжающиеся уже много лет ИТ-проекты. И далеко не всегда в этом случае имеет смысл менять исполнителя, поэтому тендеры превращаются в простую формальность.

Изменить такое положение вещей может упрощение механизма выбора единого исполнителя госконтракта, заявил CNews Андрей Липов, директор департамента госполитики в области информатизации и ИТ Минкомсвязи.

"Сейчас выбор единственного исполнителя - это сложная процедура, при которой требуется согласование с высшим руководством государства. Мы предлагаем упростить ее до рутинной, при которой выбор единственного исполнителя будет проходить либо непосредственно в самом профильном ведомстве, либо с привлечением только Минэкономразвития", - говорит Липов.

В настоящее время эти предложения не дошли до стадии документов. По словам Липова, сейчас важно определиться с критериями, по которым будут выбираться исполнители и работы.

Напрямую в законе о госзакупках не указано, что конкурсы должны проходить ежегодно. Более того, существует механизм долгосрочных многолетних контрактов. "Ими пользуются, но совсем не часто, например, при строительстве атомных станций, - говорит CNews эксперт в области госзакупок Иван Бегтин. - Причина ежегодного проведения конкурсов - годовой бюджетный цикл. Если до конца года ведомство не выработает выделенные на тематику средства, то в следующем году Минфин и Казначейство сокращает ее финансирование".

Бюджетный цикл - не единственная проблема. Также объемные конкурсы, работы по которым нужно выполнить буквально за несколько дней, обязаны своим появлением в самом конце года несвоевременной проработке нормативных документов и практически отсутствием двухэтапного выбора исполнителя.

"В крупных коммерческих структурах практически всегда первым этапом становится сбор предложений от потенциальных участников конкурса, - говорит Бегтин. - Они учитываются при составлении конкурсной документации, плюс на момент объявления тендера все исполнители уже детально знакомы с ним".

Идея упрощения назначения единого исполнителя работ должна сопровождаться ужесточением публичной отчетности по выполняемым им работам, считает эксперт: "В случае выбора исполнителя без конкурса должны раскрываться данные об этапах и результатах работ. Желательно также публиковать смету подрядчика, чтобы была видна его маржа. В идеале данные должны быть машиночитаемы, удобны для аналитики".

Сейчас случаи размещения заказа у единственного поставщика перечисляются в 55 статье закона о госзакупках. Среди них поставки культурных ценностей, выполнение работ заключенными, конкурсы всего с одной заявкой, а также работы, которые могут выполнить только естественные монополии.