Image by Stepan Titov on Flickr
К 2030 г. правительство РФ планирует подготовить 115 тыс. выпускников ИТ-специальностей, обученных при участии аккредитованных ИТ-компаний. Для формирования кадрового резерва топ-специалистов в сфере искусственного интеллекта понадобится 10,2 тыс. выпускников российских вузов.
© ComNews
08.04.2025

О ключевых приоритетах России к 2030 г. по поддержке кадрового ИТ-потенциала страны на RIGF 2025 рассказал директор АНО "Цифровая Экономика" Сергей Плуготаренко. Он отметил, что за последние четыре года государство предприняло комплексные меры в этом направлении.

"На сегодняшний момент от количественного увеличения ИТ-специалистов и государство, и бизнес видят необходимость переходить к тренду качественного улучшения подготовки. В новый нацпроект "Экономика данных" включены новые меры, направленные на ведение системной работы с ИТ-специалистами. Это и обучение ТОП ИТ, и ИИ-специалистов. Это большое количество историй, связанных с инвестициями ИТ-компаний в вузы", - рассказал Сергей Плуготаренко.

Также он отметил ключевые приоритеты государства к 2030 г.:

  • формирование кадрового ИИ-резерва. Цель - 10,2 тыс. выпускников, обученных по образовательным программам высшего образования для топ-специалистов в сфере искусственного интеллекта (ИИ) к 2030 г.;
  • формирование кадрового ИТ-резерва. Цель - 3,5 тыс. выпускников, обученных по образовательным программам высшего образования для топ-специалистов в данной сфере;
  • участие аккредитованных ИТ-компаний в обучении студентов. Цель - 115 тыс. выпускников ИТ-специальностей, обученных при участии ИТ-компаний;
  • формирование национальной системы подтверждения ИТ-компетенций. Возможность для любого желающего бесплатно пройти тестирование и подтвердить ИТ-компетенции на отечественной платформе независимо от уровня образования.

"На наш взгляд, все задачи "Приоритета 2030" в части кадрового резерва и сотрудничества с вузами выполнимы и крайне важны для ИТ-отрасли. Для ИТ-компаний участие в реализации поставленных целей не менее важно, чем для вузов. Через обучение студентов формируется кадровый резерв и готовые к стажировке специалисты, также реализуются требования по корпоративным партнерским статусам компаний у 1С", - рассказал партнер и генеральный директор ООО "1С ПРО Консалтинг" Владимир Бибанов.

"Государственные задачи по развитию ИТ-кадров амбициозны, но достижимы при сохранении текущей динамики сотрудничества между бизнесом, вузами и регуляторами. Ключевой фактор - создание гибкой системы подтверждения компетенций. Успех зависит от адаптивности образовательных программ под рыночные требования и финансирования. Положительный опыт взаимодействия уже есть - важно его масштабировать", - считает директор по подбору и развитию команды ООО "Форктек" (Fork-Tech) Нина Измайлова.

Кроме того, Сергей Плуготаренко назвал уже имеющиеся форматы сотрудничества вузов и бизнеса:

  • проектирование образовательной программы с участием ИТ-практиков;
  • организация стажировок и практики;
  • проекты наставничества и менторинга;
  • привлечение ИТ-практиков в преподавание.

"Если брать подготовку специалистов за последние 10 лет, то вузы наконец-то начали понимать, что такое ИТ, и переходить от теории к практике. В классическом образовании идет упор на фундаментальные знания, однако уже появляется много прикладных направлений или факультативов, которые приближены к реалиям, потому что сфера развивается, появляется много новых специальностей. ИТ-компании заходят в университеты и предлагают программы с начальных курсов, что помогает развиваться образованию в России", - уверена директор по персоналу ООО "Алми Партнер" Мария Семенова.

"В условиях острой нехватки квалифицированных ИТ-специалистов сотрудничество вузов и бизнеса становится все важнее. Образовательные программы не всегда успевают подстраиваться под потребности рынка, поэтому бизнес налаживает "выращивание" новых сотрудников из студентов. "Кузница кадров" - это дороже, дольше, но более эффективно на дефицитном рынке", - уверена HR-директор ООО "ВолгаБлоб" (VolgaBlob) Анна Мазанова.

"В наше время сохраняется разрыв между вузовской теорией и реальными потребностями бизнеса. Учебные программы не всегда поспевают за стремительным развитием технологий и меняющимися требованиями отрасли. Здесь действительно нужен проактивный подход и господдержка", - рассказала руководитель отдела персонала ООО "УК Навикон" (Navicon) Екатерина Ракутина.

Новости из связанных рубрик