"Ростелеком" планирует в 2025 г. полностью импортозаместить общесистемное ПО
На фото слева направо: генеральный директор "МойОфис" Вячеслав Закоржевский, вице-президент по эксплуатации и инфраструктуре ПАО "Ростелеком" Кирилл Песчаный, директор дирекции по управлению активами ООО "Газпромнефть ИТО" Павел Василисин
Об этом сообщил вице-президент по эксплуатации и инфраструктуре ПАО "Ростелеком" Кирилл Песчаный на партнерской сессии ООО "Новые облачные технологии" ("МойОфис") на "АКПО-Конф 2025". Он рассказал, что "Ростелеком" выступает и как клиент, и как активный участник рынка. "У нас представлено около 300 решений, которые имеются в реестре отечественного ПО. За последние пять лет 80% бюджета на программное обеспечение мы потратили на внешние решения. Мы стремимся к преобразованию нашего ИТ-ландшафта с целью обеспечения его полной независимости от иностранных технологий. В 2025 г. наша самая амбициозная задача - это полностью внедрить отечественное общесистемное программное обеспечение", - рассказал Кирилл Песчаный.
Он сообщил корреспонденту ComNews, что 80% бюджета ПО "Ростелеком" потратил на приобретение общесистемного ПО, системы виртуализации, а также системы управления базами данных. "Что касается 20% потраченных средств, то они пошли на разработки, которые не входят в реестр отечественного программного обеспечения. Такие решения не представлены для внешнего рынка, и они выполняют функции узкоспециализированной работы для компании", - дополнил он.
Члены Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (АКП ПОО) - ПАО "Сбербанк", ПАО "Транснефть", ПАО "Газпром нефть", АО "Дом.РФ", ОАО "РЖД", ГК "Роскосмос", ГК "Росатом", ПАО АК "Алроса" и ГК "Ростех" воздержались от комментариев.
За последние годы "Ростелеком" вывел цифровую трансформацию внутренних процессов на новый уровень и достиг результатов в этой области. В 2024 г. компания внедрила собственную CRM B2C-систему для автоматизации обслуживания абонентов: на горизонте двух-трех лет планируется завершение тиражирования платформы.
"В блоке биллинговых систем команда реализует ряд масштабных инициатив по замещению нескольких десятков региональных ИТ-продуктов на централизованный инструмент. Это длительные проекты, которые требуют больших объемов инвестиций. Замена текущей ERP-системы - это отдельное масштабное направление работы, которое является стратегическим для большинства крупных корпораций в России, включая "Ростелеком", - отметил Кирилл Песчаный.
Говоря о планах на ближайшую перспективу, "Ростелеком" также выделяет ряд важных задач. "Мы рассчитываем на горизонте двух лет осуществить полный перевод всех проектов на наши решения среды "Лукоморье". На базе унифицированного стека ИТ-инструментов в "Ростелекоме" будет выстроен сквозной конвейер безопасной разработки для внутренних и коммерциализируемых продуктов. Здесь целью для нас выступает создание полноценного набора безопасных продуктов с возможностью выбора удобных инструментов в некоторых из ниш", - пояснил Кирилл Песчаный.
Он отметил, что отдельным стратегическим проектом "Ростелеком" рассматривает перевод всех целевых сервисов и рабочих мест в корпоративную облачную среду под управлением внутренней платформы виртуализации и динамической инфраструктуры BASIS: "И безусловно, наши команды активно включены в вопрос импортозамещения общесистемного ПО, понимая всю его сложность и чувствительность. Здесь ведутся работы по завершению тиражирования офисного пакета на отечественных ОС".
Кирилл Песчаный подытожил, что в части технологий искусственного интеллекта команда "Ростелекома" продолжает развитие "Нейрошлюза" (маркетплейс пользовательских нейросетей для сотрудников) и ряда других прикладных бизнес-решений на базе ИИ: "Подобные технологии позволяют экономить несколько миллиардов прямых затрат и активно применяются в ключевых продуктах "Ростелекома". В 2024 г. мы с командой сформулировали стратегию развития искусственного интеллекта, которая предусматривает внедрение ИИ-сервисов и нейросетей в ключевые бизнес-процессы и продукты группы компаний "Ростелеком".
