Отрасль БПЛА получит единую экосистему безопасности
Ученые Самарского национального исследовательского университета им. акад. С.П. Королева и Института систем обработки изображений РАН разработают на основе искусственного интеллекта (ИИ) единую экосистему безопасности для отечественных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Разработка позволит упорядочить и автоматизировать полеты дронов и минимизировать количество потенциальных нештатных ситуаций на земле и в воздухе.
"Мы реализуем проект вместе с нашим индустриальным партнером - компанией - разработчиком беспилотных авиационных систем "Транспорт будущего". Эта компания создает на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) "Тольятти" завод по производству гражданских беспилотников. Разрабатываемая система на основе нейросетей позволит увеличить безопасность эксплуатации беспилотников и свести к минимуму число возможных нештатных ситуаций, а также в перспективе поможет создать стандарты и правила движения в воздушном пространстве для всей отрасли беспилотной авиации", - подтвердил директор Института искусственного интеллекта и руководитель центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем" Самарского университета им. Королева, профессор Артем Никоноров.
Благодаря новой системе автономные беспилотники будут автоматически следовать установленным правилам и стандартам движения и смогут с помощью нейросетей корректировать маршруты, например, из-за изменившихся погодных условий или возникшей опасности столкновения. Если БПЛА вылетит за пределы выделенного для него воздушного коридора, "электронный диспетчер" прикажет ему вернуться, а если он никак не отреагирует, например из-за поломки, то система сможет принудить его к посадке в безопасном месте.
Заместитель генерального директора по связям с общественностью научно-исследовательского центра (НИЦ) "Аэроскрипт" Зарина Хубежова положительно оценила создание экосистемы: "Интеграция цифровой платформы для полетов беспилотных авиационных систем (БАС) "Небосвод" и решений Института искусственного интеллекта позволит сделать еще один шаг к созданию безопасного цифрового неба. НИЦ "Аэроскрипт" - один из участников экспериментально правового режима (ЭПР) "Самара". В рамках данного ЭПР запланированы сотни цифровых полетов беспилотников. Тестирование цифровых полетов БАС, в том числе с использованием ИИ, осуществляется через "Небосвод".
Генеральный директор и основатель компании - разработчика системы единого окна цифровых сервисов жизненного цикла беспилотных воздушных судов (БВС) "Флай Дрон" Никита Данилов рассказал об идее создания подобной системы еще в сентябре 2023 г.: "О создании автоматизированной экосистемы госкорпорация "Ростех" и концерн ВКО "Алмаз-Антей" при участии компаний "Флай Дрон" и "Азимут" заявляли еще в сентябре 2023 г. Система может противодействовать атакам дронов и обеспечить безопасность неба в регионах. В состав системы интегрированы решения для управления полетами БПЛА, средства радиолокации, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и противовоздушной обороны (ПВО). Масштабирование такой системы на все регионы страны, безусловно, способно обеспечить безопасность полетов беспилотников. Однако отрасли в контексте обеспечения безопасности в настоящее время не хватает координации действий основных игроков".
Коммерческий директор "Лаборатории будущего", эксперт рынка национальной технологической инициативы (НТИ) "Аэронет" считает, что рынок переполнен идеями создания подобных платформ: "Машинным зрением и автоматическими полетами на сегодняшний день не занимается только ленивый. Все производители хотят максимально автоматизировать системы, добавить им автономности и повысить надежность. При этом практически все движутся в своих направлениях, и некоторые компании уже имеют определенные успехи. Наша компания уже имеет горький опыт работы с одним известным университетом в области создания машинного зрения и автоматизации полетных миссий. К сожалению, потраченные деньги вернуть вряд ли удастся, но опыт в данном случае можно считать положительным результатом, заставившим нас уповать только на собственные силы. На мой взгляд, именно первые массовые и доступные решения займут рынок, а всем другим разработчикам и производителям придется признать неудачу и примкнуть к готовым и востребованным системам".
Разработку системы ведут сотрудники университетского центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем". В настоящее время в состав команды входит более 50 ученых, являющихся сотрудниками Института искусственного интеллекта Самарского университета им. Королева и Института систем обработки изображений РАН.
Представитель пресс-службы Самарского университета им. Королева сообщил корреспонденту ComNews, что работы над созданием экосистемы безопасности закончатся ориентировочно в 2024 г.