То, что доктор прописал. Участники медтех-рынка выступили за создание единой платформы ДМС-клиник
Идею создания платформы для клиник, обслуживающих пациентов в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС), озвучила заместитель руководителя департамента управления персоналом ГК "Донстрой" Ольга Рыбаковская на заседании Межотраслевой комиссии по охране труда и здоровья Ассоциации менеджеров России в Москве.
"Мобильное приложение с полным охватом услуг и клиник по ДМС с возможностью онлайн-записи, - обрисовала Ольга Рыбаковская будущий формат платформы. - Уже есть онлайн-запись в мобильных приложениях, но не все клиники дают такую возможность. Было бы здорово, если бы был единый рейтинг врачей ДМС, то есть со всех поликлиник выстраивался единый рейтинг. Это было бы счастье для сотрудников".
По ее словам, в такой платформе могла бы быть реализована возможность обмена историями болезней между лечебными учреждениями. "Сотрудник поменял работу, поликлинику, у него история осталась в одной поликлинике, а ходит он в другую, - привела Ольга Рыбаковская пример типичной ситуации в системе ДМС. - Мы понимаем, что можно пойти в поликлинику, написать заявление, запросить, тебе все выдадут, но это долго, неудобно и не всегда какие-то поликлиники идут навстречу, поэтому здесь возникают проблемы".
Цифровизация ДМС помогает кадровикам
Замруководителя департамента управления персоналом ГК "Донстрой" подчеркнула, что цифровизациях услуг ДМС очень важна для бизнеса, поскольку помогает снизить простой сотрудников из-за болезней. "Если говорить о том, что дает цифровизация ДМС компании - она увеличивает полезное рабочее время. То есть человек меньше болеет и больше работает, все счастливы. Но [для кадровиков] очень важно, чтобы вся история обращений, эпикризов, результатов исследований аккумулировалась в одном месте, может быть, в мобильном приложении. Сейчас, да, есть информация и обращения аккумулируются, но при этом не все частные поликлиники перешли на электронный документооборот и не все обращения и документы, особенно выписки врачей, аккумулируются в приложении", - рассказала Ольга Рыбаковская.
Начальник управления вознаграждения персонала АО "ВТБ Лизинг" Ирина Ершова добавила, что рейтинг врачей всех ДМС-клиник очень помог бы кадровикам в координации сотрудников. "К нам обращаются с запросом "посоветуйте врача, мы не знаем, куда бежать". И вот здесь хотелось бы иметь какую-то еще дополнительную картинку, оценку того, что за состояние у человека сейчас, и действительно иметь общий рейтинг врачей, где мы могли бы понять, куда человека направлять", - отметила Ирина Ершова.
Она добавила, что до появления цифровых ДМС-решений "ВТБ Лизинг" часто сталкивался с необходимостью перерегистрировать бумажные полисы сотрудников, работающих вахтовым методом, в других регионах. "Наша компания достаточно распределена [по стране], у нас даже есть вахтовики, и поэтому нам нужно получать услуги во всех точках [страны] - люди болеют независимо от того, на вахте они или дома. Поэтому цифровизация для нас важна, и телемедицина нас спасает. Электронные полисы сотрудников очень помогают. Если вспоминать, лет пять-семь назад, когда нам привозили коробки с полисами из разных регионов, и чтобы перераспределить, нужно было задействовать несколько уровней руководителей учреждения. Как только появились электронные полисы, у нас многие проблемы решились", - рассказала Ирина Ершова.
Государственный медтех опережает коммерческий
По ее словам, во многих регионах подавляющее большинство медицинских учреждений - это государственные и муниципальные клиники, которые работают в рамках ОМС, поэтому обладателям ДМС-полисов приходится получать медицинские услуги в обычных районных поликлиниках.
"Много мест, где ДМС-клиники практически не представлены, и человек идет по ДМС в ту же клинику, что и по ОМС, и не чувствует, что он получает другую услугу. Изменить это, наверное, можно, мы стараемся работать со страховыми, чтобы была хоть какая-то персонализация, но телемедицина нам помогает в этом, и мы, если что, направляем сотрудников в ближайшие города, где есть более продвинутые услуги ДМС", - отметила Ирина Ершова.
Генеральный директор ООО "Медицинская компания Доктор рядом" Александр Андреев подтвердил, что в регионах доминируют клиники в ОМС-сегменте, но отметил, что государственные медтех-проекты зачастую превосходят коммерческие.
"Очень много проектов дистрибутируют не только коммерческие клиники, но и государство. Регионы постоянно внедряют телемедицинские центры, системы помощи принятия врачебных решений. Поэтому можно сказать, что наша государственная система здравоохранения является хорошим драйвером в части развития цифровых проектов, поэтому все, о чем мы сейчас говорим, активно развивается в ОМС. Если взять Москву, просто откройте emias.info и посмотрите, как сильно ушла вперед государственная система здравоохранения. У них виртуальная клиника не хуже, чем в любом из коммерческих медтехкомпаний или страховых компаний", - рассказал Александр Андреев.
Врачи и лечение
Директор по страхованию группы компаний BestDoctor (агрегатор ДМС-услуг) Денис Гаврилов рассказал ComNews, что целесообразно создание двух платформ - единой базы всех врачей с отзывами и рейтингами и единой базы треков лечения определенных специфических диагнозов. "Рейтинг врачей востребован частными пациентами и корпоративными пользователями ДМС, но здесь открыт вопрос достоверности отзывов. А трекеры лечения, допустим, установка брекетов, - это работа нескольких врачей: терапевта, ортодонта, врача-гигиениста и врача, который занимается эстетической частью. Не всегда в одной стоматологической клинике есть четыре лучших специалиста по конкретному заболеванию, поэтому их можно подобрать в разных клиниках. И это касается любых других диагнозов, требующих комплексного подхода", - рассказал Денис Гаврилов.
По его словам, при создании единой платформы врачей и клиник важно исключить фальсификацию и накрутки. "Это первая задача, которую необходимо решить до инвестиций в создание единой платформы с высоким уровнем доверия. Второй важный фактор - такая платформа должна окупаться, то есть компании, которые будут инвесторами этого проекта, должны понимать механизм монетизации использования такого массива данных. Причем с учетом того, что игроки страхового и медицинского рынков уже сегодня отдельно друг от друга решают вопрос создания систем рейтинга клиник и врачей, каждый сам для себя", - добавил Денис Гаврилов.
При этом он подчеркнул, что BestDoctor готов выступить интегратором различных решений в единую сеть. "Любая форма цифрового взаимодействия с клиентом улучшает клиентский путь и эффективность, а платформы и агрегаторы повышают прозрачность, способствуют росту качества услуг и снижению стоимости для потребителя за счет роста конкуренции. И медицина здесь не исключение. Мы в BestDoctor готовы поддерживать отраслевые начинания и решения, делиться экспертизой на благо наших пациентов", - отметил Денис Гаврилов.
Директор по цифровой трансформации ГК "Медси" (сеть частных клиник) Александр Пилипчук заметил, что создать общую платформу для всех ДМС-клиник и страховых компаний будет очень сложно из-за проблем с совместимостью данных между различными платформами.
"Единая платформа для ДМС - это очень перспективная идея для рынка, которая могла бы существенно повысить его эффективность. Однако на практике ее довольно сложно реализовать в силу разного уровня ИТ-развития участников рынка. Со своей стороны мы разрабатываем платформу для обмена ключевой документацией, включая согласования. Если увидим интерес со стороны рынка в ее масштабировании - готовы будем данный вопрос активно прорабатывать", - отметил Александр Пилипчук.