Игрушка с большим будущим
В последние месяцы, как подчеркнула генеральный директор группы медиакомпаний RTVI Ольга Пивень, открывая дискуссию "Медиаиндустрии в 2023. Новая реальность с метавселенными, нейросетями, VR, AR и XR" в рамках Российской креативной недели, началось бурное развитие генеративного искусственного интеллекта. В итоге 2023 г., по ее мнению, войдет в историю как "год нейросетей", в том числе и в медиа. Даже появились издания, где всех авторов заменил генеративный ИИ.
Перспективной сферой применения ИИ, по мнению представителя RTVI, является также фактчекинг. Однако, как предупредила Ольга Пивень, отсутствие критического мышления у нейросетей может стать источником проблем с качеством, несмотря на высокую скорость обработки данных.
Заместитель главного редактора РБК Кирилл Сироткин поделился опытом выпуска номера газеты, который практически полностью подготовлен ИИ, как тексты, так и иллюстративный материал. Однако он назвал преждевременной передачу функций журналистов ИИ. Но по его оценке, работа технических специалистов, обеспечивающих выпуск СМИ, например бильдредакторов, изменится, и очень сильно, причем уже скоро.
Кирилл Сироткин не исключил, что ряд профессий может и вовсе исчезнуть, но только не профессия журналиста. Зато могут появиться новые специальности - например, тренеры ИИ. По оценке Кирилла Сироткина, она близка к дата-журналистике. В РБК, как он заявил, уже в самом скором будущем таких специалистов начнут готовить.
Однако ИИ, по мнению Кирилла Сироткина, не сможет заменить автора текстов новостей, поскольку качество работы ИИ сильно отстает и будет отставать еще года два-три, что связано с адаптацией ИИ-движков для создания текстов на русском языке. Также серьезной проблемой, как предупреждает заместитель главного редактора РБК, являются ошибки с фактурой, причем очень серьезные. Это, по оценке Кирилла Сироткина, может стать источником проблем для изданий, которые будут пытаться использовать ИИ для того, чтобы охватить максимальное количество потенциальных новостных поводов. А заголовки, которые генерирует ИИ, по оценке Кирилла Сироткина, повышают отклик со стороны других роботов - например, разного рода поисковых ботов или систем медиааналитики, но не читателей-людей.
По оценке Ольги Пивень, применение изображений, сгенерированных ИИ, обходится многократно дешевле, чем услуги коммерческих фотобанков, в которых к тому же сложнее найти изображение на нужную тему. Так что, по ее мнению, уже в ближайшее время стоит ждать волны практического интереса к нейросетям генерации изображений со стороны бильдредакторов. Главным сдерживающим фактором, по ее оценке, являются нерешенные вопросы с авторскими правами на изображения, созданные нейросетями.
Руководитель направления "Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации" ИТ-кластера фонда "Сколково" Алексей Каленчук, однако, поделился опытом общения с реальными техническими директорами компаний, занятых разработкой игр. По его словам, руководители геймдев-компаний, после экспериментов с генеративным ИИ, заявляют, что нейросети очень часто ошибаются как в текстовых, так и в графических материалах, причем появление ошибок сложно прогнозировать. На устранение данных проблем, по мнению Алексея Каленчука, потребуется не меньше трех лет, и раньше этого срока дальше экспериментов с ИИ на второстепенных участках дело в серьезных технологических компаниях не продвинется.
Исполнительный директор Центра AI-трансформации в Sber AI Никита Худов назвал главными результатами внедрения ИИ в медиа ускорение создания контента и уменьшение зависимости от людей. ИИ, по его мнению, уже практически сравнялся с человеком в мультимодальности - умении обрабатывать разные виды контента, будь то текст, звук, графические изображения, видео, причем делать это быстрее человека. При этом результат также часто получается более привлекательный. Никита Худов привел пример эксперимента с генерированием заголовков для новостного ресурса "Лента.Ру": процесс создания занимал в среднем три секунды, при этом показатели просмотра таких новостных материалов были в полтора-три раза выше, чем у тех, которым заголовки создавали люди. Также представитель Sber AI применял разработки компании для SMM-продвижения ряда личных проектов: GigaChat создавал для них текстовое сопровождение, а Kandinsky - графическое. Однако Никита Худов также обратил внимание на проблемы с авторским правом на изображения, сгенерированные ИИ.
Другой сильной стороной ИИ, как обратил внимание Никита Худов, является высокая вариативность создаваемого контента: генерирование нескольких версий персонажа для компьютерной игры у ИИ занимает доли секунды, тогда как для человека эта задача по трудоемкости мало отличается от создания такого персонажа заново, что существенно ускоряет и удешевляет весь процесс.
Кроме того, по его оценке, такая вариативность открывает большие возможности для персонализации контента, которые пока используются не в полной мере, и усиление персонализации - дело будущего, причем ближайшего. Например, будет расширяться практика генерирования рекламных баннеров под каждого посетителя сайта, а в перспективе, как предположил Никита Худов, появятся персонализированные пресс-релизы и новости: "Тут нет никакого космоса, все это достижимо уже сейчас". Другой новой тенденцией, по его мнению, является выход ИИ на генерирование новых модальностей - речи, видео, трехмерной графики. Эксперименты в этом направлении, в том числе у российских разработчиков, уже идут, и некоторые из них, как заявил Никита Худов, близки к выходу на финальную стадию. Не исключил эксперт и выход генеративного ИИ на новые модальности, включая контент для метавселенных или виртуальной/дополненной реальности.
Раннее на Российской креативной неделе исполнительный директор дивизиона развития платформы рекомендательного бизнеса и коммуникаций от потребности клиента "Сбера" Екатерина Дятко поделилась опытом, как генеративный ИИ уже используется в Сбербанке для создания персонализированных предложений клиентам. По ее оценкам, применение генеративного ИИ на 30% снижает вывод продуктов на рынок.
https://www.comnews.ru/content/227195/2023-07-04/2023-w27/ii-ne-zamenit…
Уже появился опыт использования генеративного ИИ для разработки новых концепций в других сферах, далеких от медиа. Никита Худов привел пример, как сеть "Кофемания" применила нейросеть Kandinsky для создания новых блюд.
Никита Худов назвал сферой применения ИИ также планирование рекламных кампаний, причем есть тому практические примеры. От людей, по его словам, требуется лишь задать ее общий посыл, при этом все материалы для разных площадок генерирует ИИ.
Президент Ассоциации блогеров и агентств Татьяна Иванова обратила внимание и на этичность использования изображений ныне живущих людей в контенте, который сгенерирован ИИ. Ольга Пивень напомнила о недавнем скандале с германским журналом Die Aktuelle, где в апреле вышло поддельное интервью с Михаэлем Шумахером. В итоге семья автогонщика пригрозила судебным иском, а руководство издательского дома, который выпускает журнал, где появился поддельный материал, уволило главного редактора издания.