Российские вендоры NGFW обещают удвоить оборот в 2023 году
Такие оценки прозвучали в ходе круглого стола "NGFW по-русски", который прошел в "нулевой" день 12-го киберфестиваля Positive Hack Days. Открывая этот круглый стол, его ведущая, руководитель пресс-службы Positive Technologies Юлия Сорокина напомнила о фразе, которая прозвучала в выступлении директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимира Бенгина на CISO Forum, в которой основной технической проблемой 2022-2023 гг. названо именно отсутствие полноценной замены продукции ушедших с российского рынка вендоров NGFW.
По оценке руководителя отдела продвижения продуктов ООО "Код безопасности" Павла Коростелева, в 2022 г. продажи российских вендоров NGFW составили в общей сложности около 5 млрд руб. при емкости рынка в 15 млрд руб. В 2023 г., по его мнению, объемы продаж российских NGFW удвоятся.
Также Павел Коростелев обратил внимание, что многие ниши российские производители смогли успешно занять и до 2022 г. С другой стороны, замена имеющегося оборудования является непростой задачей, и поэтому его менять не спешат. Для того чтобы решиться на миграцию, таким заказчикам нужна внутренняя уверенность.
Как отметил управляющий директор, директор по продуктам ПАО "Позитив" (Positive Technologies) Денис Кораблев, проблему качества большинству российских вендоров решить не удалось, так что адекватной замены продукции ведущих международных производителей так и не появилось. Проблемы связаны как с наличием востребованных функций, так и с их реализацией. Также, по его мнению, рынку нужны универсальные продукты, а не нишевые.
Руководитель направления сетевой безопасности Positive Technologies Денис Батранков обратил внимание, что вендоры часто забывают, что ИБ - это не только технические средства, но и люди и процессы. В частности, не меньшее значение имеет организация обучения персонала заказчика работе с новыми системами.
По мнению менеджера по развитию ООО "Юзергейт" (UserGate) Ивана Чернова, данная ситуация во многом обусловлена тем, что к российским вендорам в феврале 2022 г. пришли заказчики из сферы крупного бизнеса, с которыми они раньше не работали. На тот момент у многих из них просто не было продуктов, которые поддерживали все необходимые функции и могли работать под высокими нагрузками. Его приходилось разрабатывать. И кое-каких результатов добиться удалось.
https://www.comnews.ru/content/226169/2023-05-18/2023-w20/usergate-obya…
Директор-сооснователь UserGate Дмитрий Курашев на IV ежегодной конференции этой компании назвал одним из основных достижений появление полноценной дорожной карты выпуска продукции, что отсутствует у большинства других российских вендоров.
https://www.comnews.ru/content/225948/2023-05-04/2023-w18/usergate-70-k…
Директор портфеля продуктов сетевой безопасности ООО "РТК-Солар" Александр Баринов обратил внимание, что количество игроков на рынке NGFW продолжало расти и в текущем году превысило 20. По состоянию на 31 декабря 2022 г. число российских вендоров NGFW составляло 15.
При этом порог входа на данный рынок, по общему мнению участников дискуссии, очень высок. Прежде всего от вендора требуется большой набор компетенций. Разработка сигнатур и правил требует большого количества аналитиков и глубокого погружения в ситуацию с угрозами.
Больших инвестиций требует создание инфраструктуры разработки. По мнению Павла Коростелева, прямые финансовые затраты на данную задачу легко могут превысить миллиард рублей. Также требуются большие инвестиции в создание запаса аппаратных платформ, особенно в условиях тяжелой ситуации с поставками. Именно проблемы с поставками оборудования являются одним из основных сдерживающих факторов для наращивания производства российскими вендорами NGFW.
https://www.comnews.ru/content/225498/2023-04-17/2023-w16/rossiyskie-ra…
По мнению Ивана Чернова, основным ресурсом, необходимым для разработки NGFW, является время. Хороший продукт, по его мнению, невозможно создать без практического опыта, в том числе неудач и ошибок. Как подчеркнул Денис Кораблев, именно опыт важен при создании высоконадежных продуктов, которые невозможно сделать быстро.
Александр Баринов, однако, обратил внимание, что время у российских вендоров ограничено. Поставлена задача к началу 2025 г. добиться полной замены зарубежных средств защиты в компаниях и учреждениях, которые подпадают под требования указа президента №250. А те, кого требования данного нормативного акта не касаются, например розничные сети, могут предпочесть российским NGFW китайские.
Денис Батранков, однако, призвал российских вендоров готовиться к мировой экспансии, поскольку российский рынок не слишком велик и уже скоро на нем станет тесно.