Совокупный охват копий фейков, по данным АНО "Диалог Регионы", по итогам 2022 г. составил в России уже десятки миллиардов просмотров, и тенденция к росту сохраняется. При этом, как отмечают эксперты, российское законодательство, направленное против фейков, оказалось неприменимо к организаторам атак на бизнес и обычных людей.
© ComNews
13.02.2023

"За 2022 г. выявлено почти 4000 уникальных тематических фейковых линий, это почти 10 млн копий в различных соцсетях, СМИ и мессенджерах. При этом совокупный охват этих копий фейков исчисляется уже десятками миллиардов просмотров", - такую статистику озвучил начальник отдела аналитического обеспечения АНО "Диалог Регионы" Сергей Маклаков в ходе выступления на "Инфофоруме-2023". Для сравнения, в начале марта 2022 г. выявлено 1,5 млн копий фейковых сообщений (данные, озвученные в ходе заседания Общественной палаты 6 марта 2022 г.). По мнению Сергея Маклакова, тенденция к росту продолжится и в 2023 г.

Дезинформация и фейки получили большое распространение, в том числе и в конкурентной борьбе между компаниями. Также, как отметил руководитель службы ИБ ООО "Цифровые сервисы" Михаил Абрамов, фейки активно применяются и для давления на бизнес. Кроме того, фейки часто используются в качестве своего рода громоотвода. При этом целью авторов является показать целевой аудитории то, во что они хотят верить, и часто это удается.

Руководитель агентства BeholderIsHere Consulting Дмитрий Борощук обратил внимание, что авторы фейков не утруждают себя созданием убедительных доказательств, и в этом состоит ключевое различие с дезинформаций, в ходе распространения которой много усилий тратится на то, чтобы сделать доказательства как можно более убедительными. Но при этом, как подчеркнул руководитель специальных проектов "Крибрум" Максим Тимонов, за фейками часто стоят команды квалифицированных специалистов, которые умело используют специфику цифровой среды, где информация, с одной стороны, распространяется очень быстро, но с другой - люди очень редко читают дальше лида, а часто ограничиваются лишь заголовком.

"Для того чтобы утопить конкурента, совсем необязательно иметь какие-то особенные способности или связи. Спровоцировать громкий скандал может всего один человек с ноутбуком. Для этого достаточно прокачать новые профили или купить взломанные аккаунты реальных людей с настоящими друзьями и географической привязкой к конкретному городу для правдоподобности. Дальше остается выждать правильный момент, когда цель будет в наиболее уязвимом положении, или создать такую ситуацию самостоятельно", - предупреждает руководитель агентства по управлению деловой репутации в интернет ReputaZZi Валерий Жерегеля.

Что касается бизнес-ориентированных фейков, то они делаются под определенную целевую аудиторию, прежде всего - потенциального потребителя. По оценке Максима Тимонова, тут наиболее показателен пример "войны вакцин" 2020-2021 гг., когда против крупнейшего производителя была развернута мощная компания, где упор делался на низкую эффективность и серьезные побочные эффекты препарата.

Часто фейки используются для манипуляций курсами акций или криптовалют. Тут наиболее показателен пример, как фейковый пресс-релиз якобы от розничной сети Walmart поднял стоимость Litecoin Foundation на 35%. Причем данный пресс-релиз был перепечатан солидными СМИ, включая Bloomberg и Reuters. И это не единичный пример.

https://www.comnews.ru/content/217787/2021-12-06/2021-w49/feyk-nim-moshenniki-nachali-poddelyvat-novosti-dlya-atak-biznes

Серьезной проблемой в российских условиях является то, что авторов атак с использованием фейков, где объектом являются компании или частные лица, наказать практически невозможно. По мнению Максима Тимонова, такая возможность существует лишь теоретически, если удастся доказать факт клеветы. По оценке Дмитрия Борощука, российское законодательство против фейков защищает лишь интересы государства, но не бизнеса.

Юрист, экономист, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что вопрос не столько в суровости наказания, сколько в механике выявления обвиняемых: "Интернет одновременно и упростил, и усложнил этот вопрос. С одной стороны, "человек оставляет след", и этот принцип работает и в Сети. С другой стороны, этот след цифровой, и правоохранители нередко не поспевают за преступными инновациями. Так, деанонимизация пользователей многие годы остается для властей многих стран лишь мечтой - исполнением которой они решили бы многие наболевшие у них вопросы".

Дмитрий Борощук назвал фейки составной частью PR- и маркетинговой стратегии компаний. При их планировании и развертывании применяются в целом те же подходы. Бюджеты кампаний по распространению фейков в отношении конкурентов практически те же, что и у легитимных рекламных кампаний. Основным результатам таких кампаний является удар по репутации.

Особенно опасен удар по репутации, по оценке Дмитрия Борощука, для небольших компаний и банков, которые могут быть в ходе такой атаки просто уничтожены. А вот для крупной компании ущерб может быть незначительным, а в ряде случаев эффект может оказаться и обратным. Например, эксперт по конкурентной разведке Андрей Масалович заявил, что есть немало примеров, как блогер с числом подписчиком более 100 тыс. или СМИ после такой атаки получали не отток, а приток новых посетителей.

Для противостояния таким атакам в идеальном случае, по мнению Максима Тимонова, нужно специальное подразделение, сотрудники которого владеют методами работы как PR, так служб безопасности. Но такой подход излишне затратен и мало распространен. По оценке Дмитрия Борощука, обычно отражением таких атак занимаются как раз департаменты PR и маркетинга. По мнению Максима Тимонова, это оправданно, поскольку опровержение должно быть не менее эффектным, чем информационная атака. При этом желательно использовать те же приемы, что и у атакующих.

Михаил Абрамов привел в качестве положительного примера выступления в суде известного актера Джонни Деппа в ходе процесса против Эмбер Херд. Джонни Депп был спокоен и ироничен, тогда как его экс-супруга выглядела не лучшим образом. Это и предопределило исход процесса.

Новым словом стали так называемые дипфейки - высококачественные подделки, которые очень сложно отличить от оригинала. "Существуют отдельные примеры, которые показывают, что развитие технологий для манипуляции с видео и аудио играет на руку злоумышленникам. Так, мошенники стали создавать дипфейки, аудио- и видеоподделки, которые в том числе могут использоваться для атак на компании, например, в комбинации с методами социальной инженерии. Однако известных случаев пока единицы. Так, в 2019 г. злоумышленники создали голосовой дипфейк, чтобы выдать себя за руководителя компании в Великобритании, и таким образом смогли убедить сотрудника этой организации перевести на их счет 220 тыс. евро, - такой пример приводит старший исследователь данных "Лаборатории Касперского" Дмитрий Аникин. - При этом следует учесть, что сама по себе технология безвредна: она становится опасной только в том случае, если человек, используя ее, преследует корыстные цели. Основной способ борьбы со злоумышленниками, использующими дипфейки, - повышение осведомленности пользователей о подобном явлении и изучение базовых правилах кибербезопасности".

При этом использование технических средств против фейков малоэффективно. По оценке Дмитрия Борощука, единственным действенным методом является ограничение на репосты, что показал пример Индии, где именно таким образом удалось купировать распространение волны опасной дезинформации. Даже тотальная премодерация сообщений, как показывает пример Китая, не является гарантией от распространения всяческого рода фейков. По мнению Сергея Маклакова, для борьбы с любыми фейками необходимы скоординированные действия операторов цифровых платформ и мессенджеров, чему есть примеры и в России.

Максим Тимонов считает, что наиболее надежным методом выявления кампаний по распространению фейков является сочетание методов лингвистического анализа, с одной стороны, и анализ потоков распространения информации, с другой. Пока с этим справиться могут только люди - для автоматизации данного процесса требуются слишком большие вычислительные мощности.

Дмитрий Аникин более оптимистичен, по крайней мере по отношению к технологиям выявления дипфейков: "Технические методы обнаружения есть, и они постоянно совершенствуются. Исследователи, которые создают алгоритмы по обнаружению искусственно созданных видео, и те, кто их генерируют, находятся в своего рода гонке. Когда обнаруживаются несовершенства "фейков", исследователи создают способ для их обнаружения. Но в следующих поколениях алгоритмов, как правило, эти недостатки уже исправляются".

Новости из связанных рубрик