Доходы российских интернет-пиратов стремительно росли до 2019 г., после чего началось затяжное падение. В 2021 г. нелегальный рынок интернет-пиратства в России составил $50 млн - за год онлайн-флибустьеры обеднели еще на $9 млн. Однако интерес зрителей к пиратскому контенту продолжает расти.
© ComNews
22.07.2022

Group-IB оценила нелегальный рынок интернет-пиратства в России в 2021 г. в $50 млн - за год онлайн-флибустьеры обеднели еще на $9 млн. Пираты лишились финансирования от главных спонсоров - онлайн-казино и гемблинга, а их инфраструктура пострадала от блокировок со стороны правообладателей. Однако интерес зрителей к пиратскому контенту, напротив, продолжает расти, особенно на фоне приостановки работы в России иностранных кинопрокатчиков и ухода международных стриминговых платформ.

Седьмой год подряд аналитики Group-IB Digital Risk Protection оценивают размеры теневого рынка нелегального видеоконтента в России. До 2019 г. доходы пиратов стремительно росли, потом началось затяжное падение: в 2019 г. - $63 млн (4 млрд руб.), в 2020 г. - $59 млн. (3,7 млрд руб.), а в 2021 г. - $50 млн (2,8 млрд руб.).

https://www.comnews.ru/content/213921/2021-04-05/2021-w14/piraty-vnov-podnimayut-flag

В 2021 г. рынок легальных видеосервисов в России уверенно шел в гору и показывал высокие темпы роста - общая выручка составила рекордные 98,9 млрд руб. (без НДС), что на 59,8% больше показателей 2020 г. Популярность онлайн-платформ, бум производства сериалов и рост онлайн-видеорекламы привели к росту выручки по подписной модели для легальных платформ почти на 80%. Те же причины - кинобум, платная подписка и распространение покрытия мобильного интернета привели к увеличению желания российских зрителей смотреть "пиратку". Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года выросло на 8,5% и составило 12,8 млрд (в 2020 г. - 11,8 млрд). Уход из России зарубежных стриминговых платформ и заморозка мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах еще больше подхлестнули интерес к нелегальному контенту: если в марте 2020 г. количество запросов на просмотр пиратского контента в популярном поисковике составлял 5 млрд, то в марте 2021 г. - уже 6 млрд.

Сундуки интернет-пиратов в прошлом году, напротив, опустели. По оценке аналитиков Group-IB, средний CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) в 2021 г. снизился с $5 до $3,9 (в 2019 г. - $6). Падение привлекательности пиратского трафика объясняется в том числе блокировками со стороны российских регуляторов, в частности Центробанка РФ, подозрительных транзакций онлайн-казино и гемблинга - главных спонсоров пиратов.

Еще одной причиной затянувшегося финансового кризиса пиратов стали возросшие затраты на поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры. Исходя из анализа отрытых данных, количество блокировок пиратских ресурсов в России в 2021 г. выросло в 2,5 раза. Для сохранения трафика пиратам потребовались новые скрипты для обхода блокировок, больше затрат для продвижения контента в поисковых сервисах, приобретение новых доменов и т.д. Таким образом, увеличился "порог входа" в пиратский бизнес, а управление пиратскими сайтами стало требовать больше вложений, времени и технических навыков.

"Несмотря на повышенный интерес отечественного зрителя к пиратскому контенту, а особенно к тем фильмам, которые официально не выходят в России, пиратский рынок продолжил падение - и в этом, несомненно, заслуга правообладателей и регуляторов, с одной стороны, и появления продвинутых технологий борьбы с пиратством - с другой, - отмечает Андрей Бусаргин, заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков. - Легализация интернет-пиратства остается пока лишь на уровне разговоров, однако возникающие "инициативы" не могут не настораживать: с мая начались "частные" нелегальные показы ряда голливудских картин, которые официально не выходили в России, в Сети можно встретить предложения по упаковке пиратских копий в специальные DCP-пакеты (цифровой формат, используемый кинопрокатчиками для распространения и показа кинокартин в кинотеатрах) и даже зафиксирована коллаборация пиратской релиз-группы с легальным бизнесом. Все это выглядит опасными сигналами".

Операционный директор департамента Digital Risk Protection Group-IB Владимир Калугин считает, что резкого падения доходов интернет-пиратов ожидать не стоит, хотя тренд на сжатие рынка сохранится. "Среди основных проблем пиратов: противодействие со стороны правообладателей, проблемы с получением и выводом денег из-за текущих финансовых ограничений, сокращение выплат со стороны рекламодателей, общий экономический кризис. Эти обстоятельства нивелируют эффект от повышения интереса к пиратскому контенту на фоне ухода из России зарубежных мейджоров, - рассказал он ComNews. - Основным тревожным звонком являются попытки тем или иным образом легализовать или как минимум обелить пиратство. Если регуляторы будут закрывать глаза или даже прямо разрешать пиратство зарубежного контента, то это способно сильно изменить существующую структуру пиратства. В таком случае пиратский контент может уйти на крупные легальные площадки - например, в социальные сети или видеохостинги, с которыми пиратские сайты не смогут выдержать конкуренцию. Здесь следует предупредить, что избирательного пиратства не существует: приученная потреблять пиратский контент публика не будет обращать внимания на то, чей он. Главные усилия отрасли должны быть направлены не на создание новых антипиратских законов и регуляций, а на побуждение к соблюдению уже имеющихся".

Group-IB Digital Risk Protection защищает бренды от пиратства и несанкционированного распространения уникального цифрового контента: 30 минут составляет среднее время обнаружения первой пиратской копии в Сети, примерно 80% ссылок на нелегальные ресурсы удается зачистить в первые семь дней. 87% пиратских ссылок удаляются в досудебном порядке.

https://www.comnews.ru/content/115635/2018-11-02/memorandum-s-pricelom-na-zakon

Большинство подписантов меморандума, а также опрошенные онлайн-кинотеатры отказались от комментариев. Директор по связям с общественностью союза "МКС" Елена Соловьева отметила, что отрасль прикладывает максимум усилий для противодействия пиратам. "В рамках реализации антипиратского меморандума, подписанного в 2018 г., из поисковой выдачи удалено более 61 млн ссылок на нелегально размещенный контент. Механизм меморандума на практике доказал эффективность, и индустрия единогласно ожидает скорейшего законодательного закрепления его положений. Мы, со своей стороны, продолжаем совершенствовать механику исключения пиратских ссылок из поисковой выдачи: если изначально время удаления ссылок составляло несколько часов с момента их внесения в Реестр, то сейчас этот процесс занимает менее 30 минут", - рассказала она.

Новости из связанных рубрик