МСБ верит в ИИ
Больше трети респондентов (36,8%) считают, что работа ИИ требует контроля и проверки результатов. А 22% опрошенных предпринимателей уже сейчас готовы полностью довериться выводам искусственного интеллекта. При этом мнения разделились, и почти столько же (21,8%) участников исследования отводят искусственному интеллекту роль консультанта: выводы и решения в бизнесе должен делать человек, ИИ лишь помогает и рекомендует что-либо.
Такие данные приводит совместное предприятие ВТБ и "Ростелекома" Platforma ("Платформа больших данных") в исследовании по вопросу отношения малого и среднего бизнеса к искусственному интеллекту (ИИ) и большим данным. В онлайн-анкетировании приняли участие 1238 предпринимателей и руководителей предприятий МСБ в возрасте от 20 лет, представляющие Москву, Петербург, Волгоград, Казань, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар и другие города-миллионники.
Коммерческий директор Platforma Елена Фесенко отмечает, что было важно узнать, знакомы ли представители МСБ с инструментами на основе больших данных, искусственным интеллектом, применяют ли их в работе. Она обращает внимание, что почти треть респондентов (31,4%) даже затрудняются ответить, что такое искусственный интеллект, однако подавляющее большинство предпринимателей знают и активно используют технологии для решения бизнес-задач в разных сегментах.
"Технологии постоянно совершенствуются, но пока основная сложность заключается в доверии к аналитике больших данных и нейросетям и приоритетности человеческих решений. Разработки в области больших данных заменяют ассистентов, аналитиков и менеджеров. В целом мы видим тренд на автоматизацию бизнеса и увеличение доверия к ИИ и Big Data. Возможно, уже в среднесрочной перспективе предприниматели будут делегировать даже наем и увольнение сотрудников (сейчас всего 13,1%), а также возрастет количество компаний, доверяющих важные управленческие задачи продуктам на основе больших данных", - говорит коммерческий директор Platforma.
Опыт автоматизации большинство предпринимателей оценивают позитивно: 29,9% считают, что заметно улучшили скорость решения задач, а 27,2% - что удалось исключить человеческий фактор из важных и точных процессов.
Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов считает, что мы уже живем в мире ИИ, ведь значительная часть решений принимаются, а процессы реализуются с применением данных технологий. К примеру, общаемся с "Алисой" и Siri, получаем персональные предложения и рекомендации от банков и розничных магазинов, поисковые запросы обрабатываются с учетом наших предпочтений и желаний. Эксперт Т1 сообщает, что, по прогнозам Garthner, уже к 2022 г. треть операций в обслуживании клиентов будут задействовать виртуальных помощников или чат-ботов.
"Однако до недавнего времени ИИ являлся исключительной прерогативой корпораций и крупнейших игроков бизнеса, и сегодняшнее повсеместное внедрение этой технологии является следствием значительных инвестиций крупнейших ИТ-игроков в создание тех или иных механизмов на ее основе. Так, по данным совместного исследования Т1, Huawei и TAdviser "ИТ-инфраструктура искусственного интеллекта в России", на конец 2020 г. 68% из опрошенных крупных организаций уже использовали решения в сфере ИИ или машинного обучения, а еще 24% респондентов планировали запуск таких инициатив или пилотов в ближайшую пару лет", - отмечает Сергей Иванов.
"Основные факторы роста доверия к ИИ - прозрачность, воспроизводимость и эффективность. Во-первых, мы должны понимать, почему принято решение - на основе каких данных и по какому алгоритму. Во-вторых, необходимо иметь возможность воспроизвести результат, сгенерированный системой. В-третьих, важно отношение к нему. Нужно не забывать, что ИИ призван помогать человеку - давать рекомендации, сокращать время и издержки", - отмечает Елена Фесенко из Platforma.
Директор направления Industry X Accenture в России Антон Епишев отмечает, что ИИ идеально подходит для решения рутинных задач, а также задач, требующих многофакторного анализа с большим количеством источников данных. По словам эксперта, основные сложности применения ИИ малым и средним бизнесом связаны в первую очередь с уровнем технологической осведомленности сотрудников.
"Как технология, ИИ, с одной стороны, достаточно развит, с другой - все еще требует привлечения профессионалов экстра-класса для индустриализации таких решений. Малому и среднему бизнесу привлекать таких специалистов довольно трудно, но ИИ будет вводиться в практику МСБ, учитывая его гибкость. Тем более что готовые универсальные сервисы с использованием ИИ малым и средним компаниям может предложить крупный бизнес", - заключает Антон Епишев.
Из актуальных возможностей искусственного интеллекта Сергей Иванов (Т1) отмечает рекомендательные, приводя в пример сферу HR, где технология используется как при первичном подборе кандидата, так и во время проведения интервью и в которой реализуются сложные алгоритмы ситуативных вопросов в зависимости от поведения интервьюированного человека.
"В розничном бизнесе "Додо Пиццы" уже более половины заказов обрабатывается AI, а ощутимая экономия составляет более 1 млн руб. в день. Активное применение технология нашла и в задачах поддержания и оптимизации логистических цепочек поставок, отслеживания остатков на складах", - конкретизирует Сергей Иванов, и замечает, что ранее основным ограничением внедрения в компаниях технологий ИИ являлась необходимость крупных инвестиций в "движок" (Engine), сегодня они доступны по подписке. А необходимые данные для машинного обучения - дата-сеты (Data-sets), теперь их достаточно свободно можно приобрести на рынке отдельно или в составе инфраструктуры специализированных платформ по посильной компаниям любого класса стоимости.
Однако абсолютное большинство (73%) представителей МСБ не имеют опыта собственной разработки программного обеспечения или применения больших данных для бизнеса. Предприниматели привыкли использовать готовые решения для автоматизации различных процессов. Например, почти 40% предприятий сумели автоматизировать рассылку уведомлений, четверть (24,4%) компаний настроили обновление базы данных о клиентах (24,4%), почти столько же (22,5%) начали в режиме реального времени контролировать качество работы отдела продаж (22,5%).
По мнению директора департамента бизнес-аналитики Navicon Марии Авериной, уровень доверия к ИИ среди представителей малого и среднего бизнеса растет, но пока медленно, ведь успешность компаний этого сегмента не так сильно зависит от применения технологий ИИ, хотя МСБ постепенно перенимает подходы крупных игроков.
"ИИ можно использовать как минимум для получения "второго мнения". Например, всегда полезно ознакомиться с прогнозом продаж не только от ответственного менеджера, но и от независимого ИИ-решения. Но пока на рынке нет решений в области ИИ, которые не требовали бы экспертной оценки, а любая разработка требует контроля и адаптации к меняющейся внешней среде" - резюмирует представитель Navicon.