"Яндекс.Маркет" уходит в дополненную реальность
3D- и AR-режимы уже доступны для разных товаров в приложении "Яндекс.Маркета". Среди них смартфоны, игровые приставки, "Яндекс.Станции" и др. При разработке новой возможности "Яндекс.Маркет" использовал технологию Object Capture от Apple. Она позволяет самостоятельно создавать трехмерные модели объектов по их фотографиям с разных сторон.
Добавить 3D- и AR-просмотр к своим товарам может любой продавец-партнер "Яндекс.Маркета" бесплатно. Для этого достаточно прислать маркетплейсу готовые модели товаров, созданные через Object Capture, или отправить фотографии, чтобы сервис подготовил модели сам. И то, и другое "Маркет" принимает через форму обратной связи. Присланные модели и фото будут проходить модерацию. Новая возможность уже работает в приложении "Яндекс.Маркета" для iOS. Скоро она появится и в версии для Android.
Руководитель подразделения разработки продукта для пользователей "Яндекс.Маркета" Андрей Мещеряков отмечает, что на разработку решения понадобился всего месяц. Сейчас AR-режим доступен для товаров из категорий электроники, бытовой техники, мебели. Продавцы - партнеры "Яндекс.Маркета" могут прислать фото своих товаров для любой категории.
"Мы запустили эту возможность 15 июля. Будем смотреть на интерес продавцов и наращивать количество товаров, доступных в 3D- и AR-режимах самостоятельно. Как правило, в режиме дополненной реальности интересно посмотреть на товары, которые будут смотреться в интерьере, например, как впишется конкретное кресло в гостиную или холодильник - в кухню. Мы ожидаем, что эта возможность позволит пользователям лучше подбирать товары под свои нужды, а нам - увеличить продажи. Прогнозов по росту продаж сейчас мы не делаем. На первые результаты сможем посмотреть после наращивания базы товаров с этой опцией", - подчеркивает Андрей Мещеряков.
На запрос корреспондента ComNews пресс-служба "СберМаркета" ответила, что они не комментируют планы и действия конкурентов. В пресс-службе Wildberries сообщили, что не используют технологию AR.
Партнер Data Insight Федор Вирин отмечает, что AR и VR активно используются сегодня в ретейле и в онлайн-продажах: примерочные, дополнительная информация о товарах, сочетание товаров между собой и пр. "Предложение "Яндекса" любопытно, однако следует отметить, что ни один из подобных стартапов в России не стал сколько-нибудь популярным. Возможно, это связано с отсутствием спроса на такого рода моделирование у покупателей", - говорит Федор Вирин.
Директор центра мультимедиа и ситуационных центров компании "Т1 Интеграция" Игорь Афонин считает, что введение данной технологии вряд ли сможет подстегнуть спрос. Покупки бытовой техники или предметов интерьера обычно не бывают спонтанными, поэтому рассчитывать на прямой рост продаж не приходится. Скорее, это может облегчить покупателю принятие решения о выборе конкретной модели и благодаря этому повысить лояльность клиентов.
"К перспективам применения AR в маркетплейсах отношусь сдержанно и предполагаю, что наибольшее влияние технология окажет на перераспределение существующего рынка сбыта с офлайн-торговли в сторону e-commerce. Реальным прорывом стала бы реализация решения онлайн-примерки одежды с высокой точностью. Это принесло бы как экономию на логистике до заказчика, так и рост на спонтанных покупках: одежда покупается гораздо чаще, чем техника и предметы интерьера", - отмечает Игорь Афонин.
Архитектор VR/AR-решений, лидер направления VR/AR Softline Digital Никита Соколов считает, что в первую очередь возрастут категории товаров "мебель" и "дом".
"Есть успешное приложение от IKEA, в котором пользователи могут посмотреть мебель и элементы интерьера в дополненной реальности. Многие мебельные компании (например, Hoff) последовали примеру IKEA и периодически обновляют библиотеку товаров, которые можно посмотреть в AR. Это означает, что подобная концепция является успешной. Однако, помимо данных категорий, большой популярностью точно будет пользоваться категория "бытовая техника", так как оценить в масштабе 1:1 размеры техники в интерьере является must-have-фичей, особенно учитывая, как активно приобретается новое жилье в Москве и области. Возможность размещения моделей товаров в AR является логичным развитием любого маркетплейса, так как предлагает уникальный и практичный опыт при выборе товаров", - отмечает Никита Соколов. По его словам, перспективы применения огромные, особенно учитывая, как развиваются AR-технологии и какой опыт они предлагают. "В ближайшем будущем почти все маркетплейсы точно начнут применять AR-технологии", - прогнозирует он.
"AR применяется многими компаниями из сферы коммерции уже несколько лет. Однако если говорить о российском рынке, то, учитывая аудиторию "Яндекс.Маркета", вовлеченность пользователей в использование AR-технологий в повседневной жизни определенно вырастет, так как подобного масштабного кейса применения AR у нас на рынке еще не было. AR в "Яндекс.Навигаторе" не считается, так как предлагаемый пользовательский опыт не очень удобен - пока у нас нет AR-очков, да и большинство активных пользователей - это водители, которым не до AR за рулем", - подчеркивает Никита Соколов.
Директор по развитию бизнеса ИТ-компании "Крок" в ретейле Дмитрий Смирнов отмечает, что с точки зрения продаж AR полезен там, где требуется "примерить" тот или иной товар на физическую действительность. В первую очередь возможности технологии способны помочь продажам в категориях DIY или, например, бытовой техники. Клиентам, которые делают ремонт самостоятельно, будет удобно примерять те или иные материалы прямо на свои объекты, а шанс ошибиться, например, с цветом краски для прихожей, будет сведен к минимуму.
"Также технология уже зарекомендовала себя в сегменте fashion. К слову, пару лет назад "Яндекс" объявлял о запуске сервиса, способного автоматически распознавать предметы одежды на героях видеороликов, также примерять на себя виртуальные аксессуары и маски. В food-ретейле AR тоже может быть полезен, но не в формате интернет-маркетплейса, а для торгового зала: для того чтобы получать расширенную информацию о продуктах и способах их сервировки, например при наведении смартфона", - подчеркивает Дмитрий Смирнов.
Он отмечает, что технология в том или ином виде применяется уже лет 7-10. IKEA была одной из первых, кто придумал, как извлечь из дополненной реальности пользу - мебельный каталог 2014 г. стал меткой для AR, что способствовало росту продаж. AR создает новый цифровой опыт, который обогащает отношения между потребителем и брендом. Сложность только в цифровых моделях. Кто-то их должен делать и в больших объемах.
"Сейчас время "визуалов", поэтому, безусловно, это будет драйвить развитие VR- и AR-технологий для создания уникального и позитивного клиентского опыта, - считает Дмитрий Смирнов. - Не даром в несколько последних моделей айфонов включается LiDAR для качественного отображения AR".