Аудитория интернет-пиратов растет, а заработки снижаются
Group-IB, международная компания, специализирующаяся на предотвращении кибератак, оценила рынок интернет-пиратства в России в 2020 году в $59 млн, что на 7% ниже показателей 2019 года.
Пираты так и не смогли восстановить базу видеоконтента после ликвидации "Большой тройки" CDN, потеряли на рекламе и вступили в борьбу за зрителя с легальными онлайн-кинотеатрами, нарастившими аудиторию в условиях пандемии. При этом злоумышленники все-таки нашли способ, как обойти антипиратский меморандум.
И сервер гнется и скрипит
В "ковидный" 2020 год общая аудитория легальных видеосервисов, по данным "ТМТ Консалтинг", по сравнению с предыдущим годом выросла на 17%, до 63 млн зрителей, а сам рынок официальных онлайн-кинотеатров увеличился на 66% до 27,8 млрд руб.
Росло и желание россиян посмотреть "пиратку" — количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года выросло на 12% и составило 11,8 млрд (в 2019 году было 10,5 млрд). Апрель 2020 года и вовсе поставил абсолютный исторический рекорд по числу намерений бесплатно посмотреть пиратские фильмы — 1,4 млрд. Из-за большого наплыва зрителей серверы пиратов даже не выдерживали нагрузок.
Несмотря на рост интереса к "пиратке", теневой рынок видео-контента в прошлом году продолжил сжиматься, потеряв 7%: с $63,5 млн. в 2019 году он достиг отметки $59 млн в 2020 году. Летом Group-IB выпустила исследование "С блэкджеком и шлюпками", в котором назвала основными бенефициарами рынка интернет-пиратства онлайн-казино и букмейкерские конторы. Именно они спонсируют нелегальное копирование кинопремьер и сериалов, переводы на несколько языков студиями озвучивания, а после публикации ворованного контента размещают в пиратских онлайн-кинотеатрах рекламные баннеры, промокоды и ссылки для привлечение новых игроков. Пристальное внимание правоохранительных органов, финансовых учреждений и регуляторов к теневым финансовым потокам привело к тому, что интерес рекламодателей к пиратке начал падать: средний CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) за год снизился примерно на 16% c $6 до $5 по сравнению с показателями 2019 года.
Впервые специалисты направления Group-IB Anti-Piracy оценили объем российского рынка видео-пиратства в 2015 году: тогда он составил $32 млн, в 2016 году он вырос практически вдвое до $62 млн, в 2017 году — $85 млн (рост +21%), в 2018 году — $87 млн (рост +2,3%). Однако в 2019 году впервые за последние пять лет произошел резкий обвал: заработок интернет-пиратов за год сократился на 27% и в 2020 году продолжил сжиматься.
CDN "второй волны"
К середине 2020 года на смену трем крупнейшим пиратским видеобалансерам (CDN) — Moonwalk, HDGO и Kodik, ликвидированным в 2019 году, пришли CDN "второй волны": Collaps, HDVB, VideoCDN, Videoframe, Bazon, Ustore, Alloha, Protonvideo. Однако даже сейчас база нелегального видеоконтента этих восьми крупнейших CDN содержит лишь 50% от объемов "Большой тройки", снабжавших 75 000 фильмами и сериалами до 90% пиратских онлайн-кинотеатров России и СНГ.
Очередной технологической новинкой, взятой на вооружение пиратами, стала интеграция видеобалансеров с полностью автоматизированными онлайн-кинотеатрами. Первым массовым прототипом стал скрипт Cinemapress, на базе которого в 2018-2019 гг появилось около 400 пиратских онлайн-кинотеатров. В апреле 2020 года на смену устаревшему проекту Cinemapress пришел Yobobox c 250 доменами, который в отличие от предшественника полностью интегрирован с одним из крупнейших CDN — Collapse, и предлагает бесплатный доступ ко всей базе видеоконтента.
Поисковик "Яндекс" по-прежнему остается главным источником для пиратских онлайн-кинотеатров, на него приходится в среднем до 90% трафика, хотя по состоянию на начало ноября 2020 г этот показатель снизился на 5 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2019 г. Оставшиеся 10% обеспечивают другие поисковики (на Google приходится до 2%), соцсети, мессенджеры, надстройки в браузерах и прямые переходы. Кроме того, тенденция ускорения индексирования новых ссылок поисковым ботом "Яндекса" и методы автоматизации, которые используют пираты, могут нивелировать эффект удаления из поисковой выдачи без применения систем высокочастотного мониторинга.
Особую тревогу у экспертов вызывает тот факт, что в 2020 году пираты научились оперативно отслеживать удаленные при помощи антипиратского меморандума ссылки и в автоматическом режиме генерировать новые дубли (с другим URL), что значительно снижает эффективность борьбы. Напомним, что подписанный в 2018 году антипиратский меморандум, с участием "Яндекса", Mail.Ru, Rambler, "Первого канала", ВГТРК, "СТС Медиа", "Газпром-медиа", обязывал поисковики удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей, и до недавнего времени являлся эффективным средством противодействия интернет-пиратству.
"В 2020 году пираты, как и легальные онлайн-кинотеатры существенно увеличили аудиторию, но не смогли извлечь из этого максимальной выгоды, — замечает Андрей Бусаргин, заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков — Мы видим, как пережив падение "большой тройки" CDN, пираты восстанавливают свои технические мощности и усиливают противодействие правообладателям. Некоторые из злоумышленников, используя "мутирующие ссылки-дубли", смену домена и децентрализованные CDN, нашли способы, как обойти антипиратский меморандум, полностью обесценив попытки ручного регулирования и методы борьбы с пиратством, актуальные еще несколько лет назад".
Эксперты Group-IB уверены, что классического мониторинга и блокировки уже недостаточно — необходимо выявлять и блокировать инфраструктуру преступных групп, используя автоматизированную систему для поиска и устранения цифровых рисков, база знаний которой ежедневно дополняется данными об инфраструктуре, тактике, инструментах и новых схемах пиратов.