Замещение не успевает за сроками
В этом году должна завершиться госпрограмма импортозамещения ПО в госсекторе. Ее сроки периодически сдвигают, так как министерства и ведомства за ними не успевают. По данным SearchInform, в госсекторе ничего пока не замещали 47% опрошенных. "В коммерческом секторе лишь для трети опрошенных компаний актуален вопрос импортозамещения - это крупные организации с госучастием. Из них 43% еще ничего не замещали, а активно процесс идет у половины опрошенных. Таким образом, за первоначально установленными сроками в рамках импортозамещения успевает только каждая десятая компания", - говорится в сообщении SearchInform.
Аналитики компании уверены, что на российском рынке нет трудностей с разработкой корпоративных систем, но сохраняется дефицит ПО для широкого круга пользователей.
"Системное ПО поддается замещению труднее всего, - обращает внимание аналитик SearchInform Алексей Парфентьев. - Это ожидаемый результат опроса. Дело не только в трудозатратах, но и в необходимости переобучать сотрудников, адаптировать парк уже имеющегося прикладного ПО. Быстро это не сделаешь. Требуются годы на отладку, доработку и интеграцию ПО в крупные компании. Переход на отечественное оборудование на деле вообще не стартовал, так как процессоров, жестких дисков, плат и чипсетов в промышленных масштабах в стране пока не производят. С этим связано и то, что респонденты считают работу по замещению оборудования сейчас неактуальной". Опрос провели в сентябре-ноябре этого года. В нем поучаствовали представители более 800 компаний.
Директор по развитию бизнеса департамента информационных технологий ИТ-компании "Крок" Игорь Бонев считает, что приведенные оценки соответствуют действительности. "Небольшие структуры легче идут на изменения, в крупных же организациях импортозамещение может потонуть в бесконечных пилотах. Так что не исключаю: если посчитать не процент компаний, у которых большая часть уже замещена, а объем достигнутого импортозамещения, то цифра может оказаться меньше", - предположил специалист "Крок".
По его словам, импортозамещению ПО в России мешает отсутствие полноценных, надежных, масштабируемых, функциональных отечественных аналогов важных программ. Также есть проблема совместимости файлов, которые созданы с использованием программ западных вендоров, с российским обеспечением. Кроме того, есть недостаток контроля за соблюдением установленных стандартов импортозамещения и отсутствие наказания.
"Существуют приказы для госкомпаний, для госорганов, регулирующих импортозамещение ПО. Но поскольку импортозамещение - это дополнительная нагрузка на бюджеты, никто не торопится воплощать его в жизнь. Исключение - компании с критической информационной инфраструктурой. Здесь как раз государство очень четко следит за соблюдением правил, ведь это вопросы безопасности. И немаловажную роль играет привычка работать с конкретным интерфейсом или даже экосистемой", - сказал Игорь Бонев.
Президент ассоциации "Руссофт" Валентин Макаров не сомневается в приведенных оценках. Эксперт убежден: клиентов ИТ-разработчиков поставили перед обязательством закупать отечественное ПО из реестра, и это неправильно. При этом заказчики должны были его приобретать без дополнительного бюджета на кастомизацию.
Генеральный директор "Группы ИВК" Григорий Сизоненко уверен, что тормозит прогресс отсутствие утвержденной госстратегии развития ИТ-отрасли до 2036 г. Она могла бы четко сформулировать задачи по координации развития отечественных программных и аппаратных платформ. "Сейчас этот документ завис на стадии обсуждения. В отсутствие государственного документа, четко регламентирующего развитие отрасли, организации и предприятия продолжают испытывать иллюзии, что импортозамещение - это временное явление, которое можно переждать", - добавил Сизоненко.
Не существует четких методик, как оценивать процесс импортозамещения. "Во-первых, ряд ПО и так раньше был российским. Например, системы распознавания текстов, антивирусы, средства шифрования, бухгалтерия, системы разработки сайтов. Во-вторых, непонятно, как оценивать замещение: по количеству рабочих мест или серверов, или объемам закупки или количеству лицензий", - комментирует исследование SearchInform директор по стратегии и инновациям "Техносерва" Максим Гарусев.
Как утверждают опрошенные эксперты, импортозамещение в госорганизациях в этом году несколько замедлилось на фоне пандемии. Приоритетными направлениями для федеральных и региональных органов власти стали обеспечение безопасности и оперативный переход на дистанционный формат работы, наблюдает руководитель отдела развития продаж компании Softline Дмитрий Сорокин. Одновременно с этим развитие импортозамещения в крупных коммерческих компаниях получило дополнительный стимул. "Бизнес давно присматривался и даже точечно внедрял российское ПО, так как его использование нередко оказывается выгоднее с экономической точки зрения. В этом году Минцифры предложило перевести на российский софт все субъекты критической информационной инфраструктуры, в состав которой входят, в частности, крупные промышленные и финансовые организации. Это подтолкнуло коммерческие организации к активным действиям. Пока они присматриваются, проводят аудиты, планируют бюджет. И это грамотный подход к реализации проекта по переходу на новое ПО, который не предполагает шоковой перестройки ИТ-инфраструктуры", - уверен представитель Softline.
К концу 2020 г. госучреждения должны отчитаться о переходе на российский софт от 80% до 100% в зависимости от категории ПО. Для госкомпаний этот срок наступит в следующей году.