© ComNews
25.06.2018

Mail.Ru Group и сервис агрегации онлайн-заказов такси ГК "Везёт" заключили соглашение о конвертируемом займе в рамках подготовки к новому раунду инвестиций. В соответствии с соглашением, Mail.Ru Group будет иметь право конвертации займа в обыкновенные акции "Везёт".

Как заметили в пресс-службе Mail.Ru Group, условия предоставления займа и общий размер раунда не раскрываются.

"Участие в этом раунде полностью соответствует нашей стратегии в отношении рынка такси: во-первых, мы не будем консолидировать свою инвестицию, во-вторых, это сотрудничество дает нам возможность продолжить интегрировать такси в наши сервисы и прежде всего в социальные сети. Партнерство усилит присутствие не только на московском рынке, но и позволит представить продукт для аудитории других регионов: сервис представлен более чем в 100 городах и в большинстве из них занимает лидерские позиции", - прокомментировал генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев.

"Мы высоко ценим доверие к нашей стратегии развития со стороны Mail.Ru Group и уверены, что от нашего партнерства и сотрудничества выиграют все, кто пользуется нашим сервисом, - наши водители и пассажиры", - сказал генеральный директор "Везёт" Виталий Безруков.

Для Mail.Ru Group это не первый опыт инвестиций в сервисы онлайн-заказа такси. В апреле 2018 г. Mail.Ru Group объявила о планах инвестировать в ООО "Сити-Мобил" - компанию по заказу такси через мобильное приложение, веб-сайт или оператора. Тогда говорилось о том, что интернет-компания инвестирует в "Сити-Мобил" до $12 млн, а ее доля в компании составит около 26%. Вместе с Mail.Ru Group в "Сити-Мобил" вкладывается и ПАО "МегаФон". В намерениях "МегаФона" - вложить в "Сити-Мобил" приблизительно $14 млн, при этом доля его владения компанией может достичь 31%. Оба инвестора считают совместную работу с "Сити-Мобил" перспективным направлением.

Ранее с "Сити-Мобил" уже сотрудничала МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы"): с конца октября 2017 г. оператор пытался развивать на основе агрегатора такси собственный сервис "МТС Такси". Пользователь мог расплатиться за поездку бонусными баллами МТС, наличными или с помощью банковской карты. Пилотный проект МТС завершил работу 5 апреля.

Отметим, что в мае этого года стало известно, что ООО "Яндекс.Такси" и Uber запустят в июне объединенную платформу в городах России и еще нескольких странах. О создании совместного предприятия компании объявили в июле 2017 г. Сделка была закрыта в феврале 2018 г. "Яндекс" получил 59,3% акций совместного предприятия, Uber - 36,9%, сотрудники новой структуры - 3,8%. Uber инвестировал в новую компанию $225 млн, "Яндекс" - $100 млн. Генеральным директором созданной структуры стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший "Яндекс.Такси". Объединенная компания будет работать более чем в 450 городах в России, Белоруссии, Армении, Грузии, Молдавии, Киргизии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Эстонии, Азербайджане (данные на конец апреля 2018 г.).

Как указывал в одной из прошлых бесед с корреспондентом ComNews аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, "Яндекс.Такси", поглотивший российский филиал Uber, безусловно нацелился на первое место на рынке агрегации онлайн-заказов такси. "Об этом говорит и то, что Uber инвестирует в совместное предприятие (СП) $225 млн, а "Яндекс" - $100 млн", - пояснял Леонид Делицын.

В разговоре о конвертируемом займе "Везёт", предоставляемом Mail.Ru Group, Леонид Делицын заметил, что инвестиции интернет-компании в сервисы онлайн-заказа такси вряд ли означают, что та хочет составить конкуренцию в первую очередь "Яндекс.Такси". "Инвестиции в форме конвертируемого займа часто означают, что инвестор не готов, подобно берсерку, без страха ринуться в бой с другими инвесторами, а хотел бы выждать и поглядеть, что получится. Если рынок будет расти быстро и сам собой, уровень конкуренции будет не запредельно высок, а на близком горизонте обозначится прибыль, то кредитор станет инвестором, то есть не будет требовать возвращения долга, а согласится на акции", - пояснил Леонид Делицын.

Он также добавил, что, поскольку "Яндекс" заявил о создании (совместно с Uber) гигантской компании "Яндекс.Такси", оценка стоимости которой ($4 млрд) сопоставима по капитализации с самой Mail.Ru Group ($5,8 млрд), для полноценной конкуренции потребуются колоссальные ресурсы. "Однако может случиться и так, что рынок не оправдает ожиданий, в расширение и маркетинг будут вложены колоссальные средства, которые уйдут на раскрутку индустрии в целом, а не конкретных брендов. В такой ситуации осторожный игрок, который работал на рынке, не вступая в борьбу за лидирующую позицию, может и выиграть", - указал Леонид Делицын.

Относительно того, каковы шансы Mail.Ru Group составить конкуренцию "Яндексу" на рынке агрегации онлайн-заказов такси, эксперт заметил следующее: "Компания вкладывается в крупного игрока рынка, и результат будет сильнее зависеть от успеха этого игрока, чем от деятельности Mail.Ru". При этом, говоря о конкурентных преимуществах Mail.Ru Group, которые позволили бы компании достойно конкурировать на рынке агрегации онлайн-заказов такси, Леонид Делицын отметил, что Mail.Ru с огромным отрывом лидирует на рынке социальных сетей. "Если бы мы спрашивали друг у друга в социальных сетях, как вызвать такси, или создавали бы группы для совместных поездок, то компания обладала бы безусловными конкурентными преимуществами. Однако когда мне нужно вызвать такси в чужом городе, я пользуюсь поисковой машиной - "Яндексом", - а не спрашиваю совета друзей. Поэтому других конкурентных преимуществ, кроме доступа к сотне миллионов пользователей соцсетей, пока не просматривается", - заявил Леонид Делицын.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко указал на то, что московский рынок такси быстрорастущий (+120% за два года) и на нем высокая конкуренция. "Развитие бизнеса уже невозможно без крупного агрегатора. Лидерство удерживают Yandex-Uber и Gett. На их долю приходится 120 тыс. автомобилей. RuTaxi и Fasten (куда входит бренд "Везёт") тоже в прошлом году создали крупного оператора. Вероятнее всего, средства будут необходимы на общекорпоративные цели, а бизнес "Везёт" будет развиваться по франчайзинговой схеме, за счет активной рекламы. Но рентабельность оператора такси будет сокращаться на фоне давления агрегаторов, растущей конкуренции и роста цен на бензин", - отметил Георгий Ващенко.

Он также обратил внимание корреспондента ComNews на то, что "Яндекс.Такси" в прошлом году объявил свою программу партнерства для небольших таксопарков. "Конкурентная борьба между "Яндексом" и Mail.Ru на рынке такси, на мой взгляд, будет вестись не столько за конечных клиентов, сколько за привлечение предпринимателей-перевозчиков. Несмотря на жесткое давление агрегаторов, поток желающих строить бизнес в такси не убывает, темпы роста в 25-30% могут сохраниться еще на протяжении двух лет", - заявил Георгий Ващенко.