Мария Андреева
© ComNews
24.04.2017

В конце минувшей недели депутаты Государственной Думы РФ приняли в третьем чтении законопроект о регулировании деятельности российских онлайн-кинотеатров (аудиовизуальных сервисов). Документ регламентирует правовой статус аудиовизуальных сервисов, монетизирующих свои услуги за счет просмотра рекламы либо предоставляющих видеоконтент по подписке. По словам экспертов, законопроект существенно изменился в сравнении с версией, принятой в первом чтении в январе.

О решении принять в третьем чтении законопроект, регулирующий деятельность ОТТ-сервисов, стало известно по итогам заседания парламента 21 апреля 2017 г. Как сообщается на сайте Госдумы, закон поддержали 355 депутатов.

На сайте Госдумы уточняется, что закон регламентирует правовой статус аудиовизуальных сервисов, монетизирующих свои услуги за счет просмотра рекламы либо предоставляющих видеоконтент по подписке (за плату). "Закон нацелен на поддержку отечественных информационных ресурсов в условиях непростой международной и экономической обстановки и формирование справедливой конкурентной среды на российском рынке интернет-видео", - уточняется в сообщении Госдумы. Ожидается, что законопроект вступит в силу с 1 июля 2017 г.

Напомним, что в середине прошлого года Медиа-Коммуникационный союз (МКС) предложил отрегулировать деятельность российских онлайн-кинотеатров. Их владельцам предлагалось по аналогии со СМИ сократить долю иностранного участия в уставном капитале до 20% (см. новость ComNews от 11 августа 2016 г.).

Однако действие этой нормы имело исключения. Как заявляли ранее инициаторы законопроекта, правила не должны распространяться на стратегические предприятия, а также в том случае, если это регулируется международным договором или решением правительственной комиссии по контролю над иностранными инвестициями. Предполагалось, что действие законопроекта распространится на проекты с ежемесячной аудиторией более 100 тыс. пользователей.

25 ноября 2016 г. депутаты Андрей Луговой и Шамсаил Саралиев внесли в Госдуму законопроект, регулирующий работу онлайн-кинотеатров. Законопроект представлял собой поправки в закон "Об информации" (см. новость ComNews от 28 ноября 2016 г.). После нескольких встреч игроков отрасли в рамках рабочей группы в него были внесены некоторые изменения.

Как ранее заявлял депутат Госдумы Андрей Луговой, законопроект концептуально коррелирует с принятой президентом РФ Владимиром Путиным доктриной информационной безопасности. Он отмечал, что, с одной стороны, Россия является суверенным государством и стремится иметь собственное экономическое пространство, с другой - Интернет не имеет границ.

Итак, в законопроекте, принятом в третьем чтении, определяется понятие "владелец аудиовизуального сервиса" и закрепляются его обязанности. Согласно документу, "владелец аудиовизуального сервиса" - это владелец сайта и страницы сайта, информационной системы, программы для ЭВМ, которые используются для формирования и организации распространения в Интернете совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 100 тыс. пользователей, находящихся в России.

Кроме того, вводится обязанность владельца установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ и предназначенных для определения количества пользователей ресурса в сети Интернет. Помимо этого, за владельцем ОТТ-сервиса закрепляются обязанности не допускать применения сервиса в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм.

Согласно проекту закона, предусматривается также создание и ведение Роскомнадзором реестра аудиовизуальных сервисов. В компетенцию ведомства войдет мониторинг информационных ресурсов, утверждение методики определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки, а также Роскомнадзор вправе запрашивать у владельца аудиовизуального сервиса и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра.

Отмечается, что владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет не более 20%, или гражданин России, не имеющий гражданства другого государства. В иных случаях, прописанных в законе, решение принимается правительственной комиссией. Данные ограничения не распространяются на хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Проект закона гласит, что иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ, имеющий гражданство другого государства, их аффилированные лица в совокупности или каждый в отдельности вправе осуществлять владение, управление либо контроль в отношении более чем 20% долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса, но при условии, что это будет согласовано с правительственной комиссией.

Эта норма будет распространяться на онлайн-кинотеатры, количество пользователей которых на территории РФ составляет менее 50% от общего количества их пользователей.

Таким образом, если у аудиовизуального сервиса доля российских пользователей превышает 50%, то требование об ограничении иностранного участия в уставном капитале такой сервис не коснется. Сервисы с меньшей долей российской аудитории должны будут ограничить иностранное участие до 20% либо согласовать увеличение доли с правительственной комиссией.

Кроме того, авторы законопроекта зафиксировали, что аудиовизуальным сервисом не являются информационные ресурсы, зарегистрированные в соответствии с законом о СМИ в качестве сетевых изданий, поисковые системы, информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети Интернет.

Помимо этого, в документе уточняется, что в КоАП устанавливается административная ответственность за нарушение наложенных на интернет-сервисы ограничений. Так, распространение запрещенных для детей материалов, которые могут причинить вред их здоровью или развитию, будет караться штрафом для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. За распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, гражданин может получить штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., должностное лицо - от 200 тыс. до 400 тыс. руб., юридическое лицо - от 600 тыс. до 1 млн руб.

Штраф предусматривается также за неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований Роскомнадзора об устранении нарушений законодательства РФ: для граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для юридических лиц - от 600 тыс. до 1 млн руб. За повторное совершение административного правонарушения предусмотрен штраф до 3 млн руб.

Как рассказали в минувшую пятницу ComNews в МКС, организация осталась удовлетворена результатом. "Считаем важным, что в принятой Госдумой редакции законопроекта отражены интересы и компаний, работающих на рынке, и инвесторов, в том числе зарубежных, и заложены механизмы, которые смогут защитить отечественные компании от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных игроков", - сказали в МКС.

Генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий отметил, что в целом текущая версия законопроекта компанию устраивает. "Как и многие игроки рынка, мы довольны, что были сняты чрезмерные ограничения на структуру владения сервисами. Пока остаются вопросы к некоторым пунктам - в частности, к пункту об ограничении контента, пропагандирующего культ насилия и жестокости. В существующей версии под запрет могут попасть и голливудские фильмы, поскольку во многих из них присутствую сцены такого характера", - поделился Иван Гродецкий.  

Он добавил, что пока законопроект только прошел третье чтение в Госдуме, не совсем ясно, какие именно действия нужно предпринимать. "Мы начнем работать по нему, будем отслеживать изменения ситуации на рынке, и тогда уже станет более понятно, в какую сторону двигаться дальше", - резюмировал глава онлайн-кинотеатра Okko.

"C учетом внесенных поправок остаются открытыми много вопросов. Один из них - как будет измеряться аудитория Smart TV и мобильных устройств и что за технология будет считать пересечение этой аудитории, ведь в законопроекте идет речь о людях, а не об устройствах", - отметил генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов, подчеркнув, что деятельность компании соответствует нормам российского законодательства сейчас и будет соответствовать им позже. 

Как отметила в разговоре с корреспондентом ComNews директор Института развития Интернета Екатерина Рудых, благодаря инициативе Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы в лице его председателя Леонида Левина, проект закона был тщательно проработан и обсужден с отраслью.

"Для этого специально была создана рабочая группа, в которую вошли все заинтересованные стороны. Консультации с экспертами, в том числе с ИРИ, регулярно велись на протяжении нескольких месяцев. Была действительно проделана большая работа, поскольку найти консенсус удалось не сразу", - рассказала Екатерина Рудых. 

Она отметила, что значительная часть предложений, которые звучали от интернет-индустрии и представителей самих онлайн-кинотеатров, была учтена. "Например, в новой редакции исключена необходимость менять структуру собственников для онлайн-кинотеатров, которые сформировали рынок легального контента в России", - уточнила она.

"Законопроект существенно изменился в сравнении с версией, принятой в первом чтении в январе. Мы принимали участие в подготовке поправок в составе рабочей группы и в том числе смогли обосновать необходимость смягчить ограничения иностранного владения и инвестиций для российских онлайн-кинотеатров", - поделился с ComNews генеральный директор Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин.

Он отметил, что определяющим признаком стала доля российских пользователей в аудитории сервиса. "Все наши онлайн-кинотеатры имеют более половины пользователей из России и смогут сохранить и привлекать иностранные инвестиции в дальнейшем. Принятие закона в нынешнем виде не должно повлечь проблем для российских легальных онлайн-кинотеатров, тогда как многие пиратские аудиовизуальные сервисы очевидно не впишутся в новые нормы и могут быть заблокированы. Таким образом, для российского медиарынка в целом этот закон в текущей форме может оказаться очень полезен", - заключил Алексей Бырдин.