Владимир Зыков
11.06.2015

Количество россиян, заходящих на сайты соцсетей с компьютеров, перестало расти практически для всех популярных сервисов этого рода.

При этом аудитория сегментируется — растет посещаемость ряда менее популярных сетей. Специально для "Известий" компания TNS предоставила статистику российских социальных сетей с ноября 2012 года по апрель 2015-го (месячная аудитория, от 12 до 64 лет).

Судя по этим данным, из лидеров рынка заметный рост сохраняет только "ВКонтакте". "Одноклассники", Facebook и "Мой мир" показывают снижение посещаемости. При этом у сети "Мой мир" этот эффект наиболее заметен — в результате в начале нынешнего года эта сеть переместилась с третьего места на четвертое, пропустив вперед Facebook. 

— Мы сохраняем рост во всех направлениях, — заявил "Известиям" официальный представитель "ВКонтакте" Георгий Лобушкин.

Из сервисов "второго эшелона" уверенный рост демонстрирует Instagram. Если в ноябре 2012 года его месячная посещаемость достигала 2 млн уникальных посетителей, то в апреле 2015-го — 11 млн. Максимального значения Instagram достиг в ноябре 2014 года — 13,3 млн человек (надо сказать, что в кризисный период конца прошлого года всплеск аудитории показали многие соцсети).

— Instagram — самая активно растущая и динамичная сеть, "ВКонтакте" показывает более медленный рост. Происходит вполне закономерный процесс нишевания — появляются и развиваются узкие тематические и профильные сети, развиваются форумы, — говорит руководитель аналитического центра Brand Analytics Светлана Крылова.

Показывает положительную динамику и ряд других сервисов "второго эшелона". Так, российская аудитория LinkedIn за 2014 год выросла на 50% — правда, она по-прежнему невелика, около 3 млн.

Сервис микроблогов Twitter почти не вырос. Если в конце 2012 года его месячная посещаемость была 10 млн человек, то в апреле 2015-го — 10,8 млн. Но при этом, по данным Brand Analytics, в апреле 2015 года Twitter стал второй после "ВКонтакте" площадкой по количеству сообщений — 202 тыс. и 287 тыс. постов, соответственно. При этом активных авторов (не считая ботов) у российского Twitter всего 1,5 тыс., а у "ВКонтакте" — 21,5 тыс.

— В России часть функций и, соответственно, аудитории Twitter забирает "ВКонтакте" благодаря своей "стене" — обмену короткими сообщениями-статусами, — добавляет Крылова.

В феврале этого года в "большой тройке" лидеров российских соцсетей произошло изменение. Facebook по посещаемости обогнала "Мой мир", которая прежде занимала третье место после "ВКонтакте" и "Одноклассников". Тремя последними владеет компания Mail.Ru Group. В ноябре 2012 года у Facebook посещаемость была 26,2 млн человек, а у "Моего мира" — 30,7 млн. В августе–октябре 2014 года "Мой мир" уже была на грани потери третьего места. Но в декабре ее аудитория выросла до 26 млн. Представители соцсети не прокомментировали вопрос о возможной покупке трафика.

Через несколько месяцев падение продолжилось — и Facebook всё же оказалась впереди.

По данным TNS, за 4 года незначительно просела аудитория "Одноклассников". В ноябре 2012 года — 39,8 млн, в апреле 2015-го — 38,7 млн. Здесь пик посещаемости пришелся на март 2013 года — 44,7 млн.

— Аудитория соцсети не падает, напротив, растет довольно уверенно — и по внутренним данным, и по данным других внешних источников, — заявил Арсен Исрапилов, директор по маркетингу "Одноклассников". — Особенно заметен рост мобильной аудитории — более 35% в год.

В ближайшие 2–3 года большие сети ("ВКонтакте", "Одноклассники") в России быстро расти не будут, считает коммерческий директор J'son & Partners Сonsulting Павел Ермолич.

— Возможен рост аудитории за счет регионов и возрастных групп, которые раньше не были охвачены, но потенциал такого роста лимитирован, — говорит он. — Такие сети, как Facebook и LinkedIn, могут расти быстрее — и будут, потому что значительная часть аудитории ими не охвачена. При этом у них чуть другие позиционирование и имидж.

Создатель статистического сервиса LiveInternet Герман Клименко также считает, что сильного роста соцсетей в ближайшие годы ждать не придется. Рост будет происходить вместе с приходом в интернет новых пользователей, например школьников.

— Новое поколение предпочитает выбирать "ВКонтакте". В "Одноклассниках" для них старая аудитория. И Facebook — это поколение постарше, тут больше представителей бизнеса, — отмечает Клименко.