Виталий Акимов
13.03.2015

Совет Федерации предложил внести в законодательство термины "популярный блогер" и "социальная сеть". Сейчас под действие так называемого закона о блогерах, по сути, попадает любая площадка с 3 тыс. посетителей в день.

Что такое блогер

Новый пакет поправок в федеральный закон №149 "Об информации, информационных технологиях и защите информации" обсуждался в четверг, 12 марта, в Совете Федерации на заседании профильной рабочей группы.

Статью 2 предлагается расширить на четыре пункта, в которых, в частности, вводятся определения понятий "социальная сеть" и "популярный блогер". Под соцсетью подразумевается интернет-сайт, который предоставляет пользователям "возможность самопрезентации", а также построения и организации социальных связей "посредством регистрации профилей (аккаунтов/блогов) и дальнейшего взаимодействия между ними". Под популярным блогером – физическое лицо, зарегистрировавшее профиль в соцсети, или владелец автономного блога, в котором размещается общедоступная информация и который в течение суток посещают более 3 тыс. пользователей интернета.

Также предложено изложить статью 10 в новой редакции – уточнить, что все указанные в ней права, обязанности и запреты относятся именно к популярным блогерам. Слово "блогер" везде заменяется на "популярный блогер", а определение "владелец сайта и (или) страницы сайта" – на "владелец профиля (аккаунта/блога) в социальной сети или автономного блога".

Поправки разработал зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Константин Добрынин. Профильная группа их поддержала, а председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов согласился, что в действующей редакции закон имеет "массу проблем". В Госдуму поправки будут внесены к концу весенней сессии, сообщил Добрынин.

Снова правят

Закон "Об информации..." уже переписывали в прошлом году: поправки, введенные законом №97 от 5 мая, окрестили законом о блогерах – они фактически приравняли популярных в соцсетях авторов к СМИ. Таким автором, согласно действующей редакции, считается "владелец сайта и (или) страницы сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей". Таким образом, под действие закона теоретически подпадает любая площадка с ежедневной аудиторией свыше 3 тыс. человек. Например, эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций отмечали, что даже интернет-магазин в таком случае следует считать блогером.

Популярные блогеры обязаны пройти регистрацию и внести свои данные в специальный реестр Роскомнадзора. Блогеры обязаны проверять достоверность публикуемой информации, указывать возрастные ограничения для посетителей, соблюдать правила предвыборной агитации. Популярным авторам запрещается распространять сведения о частной жизни граждан и использовать в своих записях нецензурные выражения.

Роскомнадзор 5 марта сообщил на своей странице в социальной сети "ВКонтакте", что с момента вступления поправок в силу служба внесла в реестр 500 блогеров, ежедневное количество читателей которых превышает 3 тыс. пользователей. Самым популярным блогером среди россиян в "ВКонтакте" оказалась депутат Госдумы, актриса Мария Кожевникова: посещаемость ее страницы превышает 820 тыс. человек в сутки. Также Роскомнадзор привел статистику наиболее распространенных среди блогеров соцсети нарушений: на первом месте – нецензурные выражения (60%), на втором – пропаганда наркотиков (24%), далее следуют оскорбление чувств верующих (6%), экстремизм (5%) и пропаганда нацистской атрибутики (5%). Общей статистики по популярности блогеров в России служба не публикует, отмечают в пресс-службе Роскомнадзора.​