Телекомпании критикуют рекламные ходы
Минкомсвязи поддерживает законопроект, разрешающий размещать рекламу на тех платных телеканалах, которые заполняют не менее 75% эфира отечественным контентом. Игроки отрасли восприняли эти поправки с сомнением. На их взгляд, в России производится недостаточно национальной продукции, а абоненты платного ТВ хотят получать больше 25% импортного контента.
"Принятые депутатами Госдумы поправки корректируют жесткое ограничение возможностей для предоставления рекламы на платных каналах. Это правильное решение с точки зрения поддержки отечественной телевизионной и телекоммуникационной отрасли", - заявила вчера директор Департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи РФ Екатерина Ларина, выступая в рамках Международного форума CSTB. Telecom & Media’2015. Она поблагодарила депутатов за оперативную реакцию на запрет размещать рекламу на платных каналах, вступивший в силу 1 января 2015 г. По ее словам, это "изящное решение" с правовой точки зрения.
Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин отметил, что до принятия поправок депутаты консультировались с представителями отрасли и региональных телеканалов. "Рассчитываем, что поправки помогут поддержать отечественный контент, помогут ему развиваться и получать инвестиции в его производство", - сказал он. По его словам, еще один смысл законопроекта состоит в деофшоризации: производителям контента нужно будет финансировать проекты через российские юридические лица, а не через офшоры.
Крупные телекомпании поправками недовольны. "Закон, который вступил в силу с 1 января 2015 г., поставил нашу компанию перед непростым выбором. Очевидным решением являлось получение эфирной вещательной лицензии. Мы подали документы на лицензию, но получили отказ", - сообщил генеральный директор ЗАО "Первый ТВЧ" Николай Орлов.
"Наши акционеры и инвесторы с сомнением относятся к тому, что нужно срочно вкладываться в контент, - добавляет он. - Не исключено, что вскоре депутаты примут новые законопроекты, и нам нужно будет предлагать инвестору что-то еще. Нет гарантий того, что инвестиции помогут нашим бизнес-планам осуществиться, так как условия игры в стране постоянно меняются".
По его словам, в России отсутствует продуманная политика развития платного неэфирного цифрового ТВ. "Пока такой программы нет, рассчитывать на инвестиции в отрасль не приходится", - сказал Николай Орлов, напомнив, что крупный инвестор "Первого ТВЧ" в конце прошлого года предпочел вложиться не в проекты телекомпании, а в деревообработку.
В России есть программа развития эфирного цифрового ТВ до 2018 г., но нет программы развития цифрового ТВ как индустрии, дополняет президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин. "Для отрасли важно, чтобы государство объявило приоритеты в этом направлении, потому что без него трудно представить будущее нашей страны", - подчеркнул он.
Старший вице-президент и генеральный директор Discovery Networks в Северо-Восточной Европе Ольга Паскина отметила, что законодательные изменения отразились на размере бизнеса компании в России. "Страна всегда была третьим по счету рынком в мире для Discovery, но после принятия закона о запрете рекламы опустилась в этом списке вниз", - сказала топ-менеджер.
"Таких ограничений нет ни в одной стране мира. В России от рекламы зависят инвестиции, она источник локализации: чем больше у тебя возможности монетизировать свою бизнес-модель на локальном рынке, тем больше ты инвестируешь в локальный контент, - говорит Паскина. - Без иностранных инвестиций дополнительных часов российского контента не появится".
Новые поправки затрагивают предпочтения абонентов, считают представители некоторых вещателей. Ограничения зарубежного контента приведут к тому, что абоненты операторов начнут смотреть импортные передачи через Интернет, говорит генеральный директор ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд "Дом.ру") Андрей Семериков. "Наши абоненты хотят весь контент, который есть, а не только 25% импортного контента", - убежден он.
Такую тенденцию подметил и генеральный директор ЗАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ") Алексей Холодов. "В нашей отрасли важна возвратность инвестиций. Один из каналов – наши абоненты, другой – реклама. Мы не можем позволить себе отвернуться от предпочтений абонентов. Нашим абонентам интересен разный контент: и российский, и зарубежный", - заметил он.
Генеральный директор Sony Pictures Television в России Сергей Плотников напомнил, что в ситуации консолидации рынка, отсутствия дополнительного финансирования бизнеса и экономического кризиса в странах Восточной Европы в свое время до 50% телеканалов, в том числе зарубежных, прекратили вещание. В России в текущих обстоятельствах рынок платного ТВ сузится, контент будет более дорогим, а общая абонентская база может уменьшиться, добавляет президент группы компаний "Акадо" Виктор Кореш.
В то же время на рынке есть фирмы, для которых поправки в законодательство не стали помехой. Директор по маркетингу и продажам оператора спутникового телевидения ОАО "НТВ-Плюс" Алексей Журавлев отметил, что этот оператор предоставляет телезрителям 20 каналов собственного производства, среди которых два – с отечественным контентом. "Что касается доходов компании, то на первом месте стоит выручка от абонентской платы, на втором месте – выручка от дистрибуции контента. Кроме того, пока остается выручка от размещения телеканалов. Реклама занимает всего 4% от общей выручки, поэтому мы не заметим ее отсутствия", - сказал он.
А генеральный директор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева напомнила о модели "а-ля-карт", которой сейчас пользуется компания (см. новость ComNews от 14 января 2015 г.). "Благодаря событиям, которые случились за 2014 г., "Дождь" научился жить по новой модели. Зритель готов платить за контент, если он конкурентен. И эта готовность очень большая. Последние три месяца мы живем только на доходы от подписки", - подчеркнула Синдеева.
По ее словам, абонент "сошел с ума" от количества телеканалов. "Мы верим, что будущее за покупкой конкретных каналов, за небольшими пакетами, которые точно пригодятся абоненту", - сказала гендиректор. В этом году "Дождь" будет заниматься именно инвестициями в контент, добавила Наталья Синдеева.
Напомним, 16 января депутат Госдумы Ольга Тимофеева внесла на рассмотрение нижней палаты парламента поправки в законы "О рекламе" и "О СМИ", которые частично отменяют запрет показа рекламы на платных каналах (см. новость на ComNews от 19 января 2015 г.). 23 января Дума приняла эти поправки в первом чтении, а вчера - во втором и третьем чтениях (см. новость ComNews от 27 января 2015 г.).
Ранее, в июле 2014 г., президент России Владимир Путин подписал закон о запрете рекламы на платных телеканалах, вступивший в силу с 1 января 2015 г. (см. новость ComNews от 23 июля 2014 г.).
-
23.07.2014Рекламу "заморозят" в январе
-
14.01.2015"Дождь" поставил операторов на карту
-
19.01.2015Реклама для избранных