Владимир Зыков
16.12.2014

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов попросил Роскомнадзор привлечь к ответственности создателей SMS-спама, который приходит на его мобильный телефон.

С 21 октября рассылки рекламы по сетям сотовой связи возможны только с предварительного согласия получателя. Соответствующее письмо депутат направил главе надзорного ведомства Александру Жарову.

— Закон принят. Подписан. Но спам продолжает приходить. Я обратился с требованием в Роскомнадзор, чтобы они привлекли к ответственности хотя бы тех, кто лично мне присылает нежелательные SMS, — рассказал "Известиям" Костунов.— На основании ответа Роскомнадзора необходимо будет разработать новый документ, который позволит защитить покой граждан, в идеале — без их специального обращения.

В своем письме депутат ссылается на поправки к федеральному закону "О связи", вступившие в силу 21 октября этого года. Теперь рассылка коротких текстовых сообщений по сети мобильной связи возможна только при условии предварительного письменного согласия абонента. По словам Костунова, он такого согласия операторам перечисленных в письме рассылок не давал.

Все указанные в запросе депутата спамерские SMS пришли с обычных сотовых номеров — прежде спамеры часто пользовались короткими номерами или вместо номера отправителя было указано сочетание букв.

Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский пояснил "Известиям", что SMS-рассылки относятся к рекламе. Поэтому по существу жалоб, связанных с несанкционированными рассылками, должно разбираться ведомство, администрирующее исполнение закона о рекламе (то есть Федеральную антимонопольную службу. — "Известия"). Роскомнадзор контролирует соблюдение операторами связи лицензионных условий. В каждой "связной" лицензии прописана обязанность оператора соблюдать федеральные законы, постановления правительства и иные нормативно-правовые акты.

— При проведении плановых проверок мы, естественно, обращаем внимание и на то, как операторы реализуют положения закона "О связи", регламентирующие рассылку SMS с "коротких" номеров. Надо сказать, что все крупные операторы создали соответствующий инструментарий, позволяющий абоненту прекратить назойливую рассылку.

Сейчас операторы могут блокировать спам  только с коротких SMS номеров, отметил Ампелонский. Не исключено, что спамеры в массовом порядке могут закупать десятизначные номера — здесь необходимо анализировать условия договора на предоставление услуг связи. В любом случае, это находится за рамками компетенций Роскомнадзора, сообщил представитель ведомства.

В законе "О связи" понятие рассылки определяется следующим образом: "автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений... или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации..."

— Обратите внимание на слова "с использованием нумерации, не соответствующей... плану нумерации", — пояснил основатель проекта "SMSненадо.ру" Федор Ченков. — Обычные номера сотовой связи плану нумерации соответствуют, и приходящие с них SMS блокировать на основании существующего закона нельзя.

Можно пытаться заблокировать рассылку на том основании, что она производится автоматически. Но непонятно, как это доказать, отметил эксперт: используемые спамерами сотовые модемы могут делать паузы между отправляемыми SMS, чтобы казалось, что рассылка проводится "вручную".

В пресс-службе МТС отметили, что поправки в закон "О связи" "носят комплексный характер и позволяют реально противодействовать SMS-спаму".

— Эти поправки позволили внедрить на сети МТС сервис для блокировки рекламно-информационных сообщений. Чтобы отказаться от получения таких SMS, абоненту достаточно отправить SMS на номер 4424, указав в сообщении команду off и номер, с которого необходимо заблокировать сообщения, — сообщили в пресс-службе МТС.

По словам представителя "ВымпелКома" Анны Айбашевой, этот оператор также занялся борьбой с SMS-спамом еще до принятия антиспамерского закона.

— По сравнению с ноябрем 2013 года количество спама в среднем сократилось с 12 до 0,5 сообщений на одного клиента в месяц, — говорит Айбашева. — Обязательное условие рекламных рассылок — получение предварительного согласия абонента. Все наши договоры с партнерами обязательно содержат это требование. Другой вопрос, что зачастую люди сами не помнят, что давали согласие на подобного рода рассылки.

Тем не менее СМС-рассылки абонентам продолжают поступать, причем не только с длинных номеров.

— Во-первых, спамеры шлют SMS без разрешения, нарушая закон, — говорит Ченков. — Во-вторых, бывает, что пользователь, к примеру, воспользовался терминалом оплаты сотовой связи и, нажимая "Я согласен с условиями", дал согласие на получение рекламных SMS "от исполнителя и его партнеров". В-третьих, кто-то мог случайно или сознательно написать чужой номер в анкете вместо своего.

— Необходимо обратить внимание абонетов, что они сами зачастую оставляют свой номер продавцу услуг или товара, — отмечает Ампелонский. — В клиентских формах различных программ лояльности часто требуется указать номер мобильного телефона. На такой форме может быть мелким шрифтом написано, что клиент соглашается с рассылкой сообщений по этому номеру. Если анкета заполняется в электронном виде, как правило, необходимо "одним кликом" согласиться с условиям акции, в которых может быть указана возможность передачи телефонного номера партнерам. Поэтому, во-первых, не следует оставлять где попало ваш телефонный номер. Во-вторых, надо внимательно знакомиться с условиями маркетинговых акций, в которых вы соглашаетесь принять участие.

По мнению гендиректора аналитической компании TelecomDaily Дениса Кускова, в законе "О связи" надо предусмотреть, что при единовременной отправке более какого-то количества одинаковых сообщений операторы имеют право проконтролировать SMS-рассылку. И при обнаружении сообщений рекламного характера блокировать их.