© ComNews
28.08.2013

"Яндекс" призывает блокировать ресурсы с нелегальным контентом только в крайних случаях, а все легальные фильмы собрать в едином онлайн-хранилище.

Идею создания единого хранилища легальных фильмов вчера на пресс-брифинге, посвященном правовому регулированию в сфере защиты исключительных прав в Интернете, озвучила одна из основателей "Яндекса" Елена Колмановская. Фильмы за небольшую плату могут быть доступны пользователям. По словам Колмановской, компания уже начала принимать практические меры в этом направлении. "В России есть ряд компаний и правообладателей, которые в эту сторону движутся. Если удастся привести все в рыночное состояние, это будет хорошо и для потребителей, и для правообладателей, - убеждена она. - Мы разговариваем с разными правообладателями. Мы пока не придумали специального сервиса на эту тему, но мы консультируем их по созданию таких сервисов".

Компания "Кино без границ" (первый из правообладателей, кто обратился в суд по поводу незаконного размещения фильмов на ресурсе "ВКонтакте") готова к сотрудничеству с "Яндексом". "Однако мне этот проект кажется трудноосуществимым, так как "Яндексу" будет крайне сложно согласовать условия со всеми студиями-мейджорами, у которых могут оказаться трудносовместимые требования к VоD-платформам, кроме того, студии могут потребовать серьезной минимальной гарантии. Хотя с независимыми местными дистрибьюторами "Яндекс", скорей всего, договорится", - рассуждает в беседе с ComNews глава "Кино без границ" Сэм Клебанов.

"Яндекс" разработал ряд предложений по смягчению "антипиратского закона" (вступил в силу 1 августа), рассказала на том же брифинге директор по юридическим вопросам "Яндекса" Екатерина Фадеева. Компания предлагает исключить из его текста понятие информационных посредников, "которые предоставляют возможность доступа к материалу и размещения информации, необходимой для его получения". "Можно посчитать, что предоставить возможность доступа к материалу, - это, в том числе, дать ссылку на этот материал. Ведь если вы даете ссылку на какую-то страницу, можно заключить, что вы предоставляете возможность доступа к ней и ко всему, что на ней находится. А раз так, то вы и есть информационный посредник", - рассуждают эксперты "Яндекса".

Кроме того, "Яндекс" настаивает на смягчении меры по блокировке ресурсов с нелегальным контентом: ее следует применять лишь в крайних случаях в качестве исключительной меры, и только когда она не затрагивает добросовестные ресурсы. "Сейчас описание процедуры допускает указание только IP-адреса сайта, что не позволит принять меры даже добросовестному посреднику, - подчеркивается во вчерашнем сообщении "Яндекса". - Поэтому в требование правообладателя удалить тот или иной контент необходимо включить полный адрес страницы сайта, где этот контент расположен".

Нельзя законодательно требовать от интернет-площадок предварительной модерации контента, поскольку "нет технологий, позволяющих гарантированно не допустить размещение того или иного контента", пишут юристы "Яндекса".

Также компания предлагает прописать механизм взаимодействия правообладателя и информационного посредника. "Сейчас контент необходимо удалить по одному заявлению правообладателя, и никто не разбирается, правомочно он размещен или нет. И даже если установлено, что заявление правообладателя было ложным, информационный посредник лишен возможности разблокировать страницу или контент. В законе просто нет соответствующей процедуры", - разводит руками представитель "Яндекса".

"А в случае принятия административной ответственности необходимо также установить ответственность для правообладателей за ложное уведомление и за злоупотребление правом - например, когда правообладатель требует удалить материалы, часть из которых загружена им самим или с его согласия", - отметили эксперты "Яндекса".

Компания еще в июне направила в Госдуму РФ проект смягчающих поправок к закону о блокировании пиратского контента (см. новость ComNews от 14 июня 2013 г.). Екатерина Фадеева пояснила вчера репортеру ComNews, что компания последовательно комментировала закон на стадии его обсуждения и после принятия законопроекта. "Некоторые наши предложения были учтены в последующих редакциях законопроекта", - отмечает Екатерина Фадеева.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) тоже направляла в Госдуму предложения, но к ним чиновники не прислушались. РАЭК надеется, что поправки будут проанализированы и приняты в середине сентября, когда в Госдуме состоится рассмотрение инициативы против "антипиратского закона", набравшей в Интернете 100 тыс. подписей (см. новость ComNews от 20 августа 2013 г.).

Принципиально позиция "Яндекса" не изменилась, и обсуждение закона и развитие последующих инициатив продолжается, добавила Екатерина Фадеева. "27 августа мы еще раз рассказали о нашем видении закона, о его недостатках и выдвинули концепцию с предложениями, которые помогут исправить и улучшить уже принятый закон. Мы передали ее всем заинтересованным лицам и будем продолжать участвовать в обсуждениях", - заключила Фадеева в беседе с ComNews.