Даниил Сидоров
© ComNews
01.07.2013

Россвязь поддержала предложения Минкомсвязи по реформе универсальных услуг. При этом ведомство предлагает сохранить действующий роуминг универсальных карт связи и создать систему мониторинга объектов, оказывающих такие услуги. 

Такую позицию высказал глава Федерального агентства связи Олег Духовницкий на пресс-конференции в пятницу. Он подчеркнул, что Россвязь вносила свои предложения еще два года назад и надеется, что они будут учтены. 

Как отмечается в материалах, распространенных пресс-службой ведомства, дальнейшее развитие связи потребует значительных средств и экономически невыгодно операторам, особенно в отдаленных районах. Однако в резерве универсального обслуживания, из которого осуществляется возмещение убытков операторам универсального обслуживания, таких средств нет. Поэтому основной задачей становится снижение затрат на развертывание и обеспечение функционирования системы универсального обслуживания. 

По мнению Россвязи, в новом законе "О связи" необходимо учесть два момента. Во-первых, стоит сохранить действующий роуминг универсальных карт связи, чтобы пользователь, приобретя карту у одного оператора, мог оплатить ей услуги связи в любой точке России. "Для этого необходимо сохранить действующую систему взаиморасчетов. При этом оператор вправе использовать и иные возможности оплаты услуг связи", - поясняется в материалах федерального агентства. 

Представитель пресс-службы Минкомсвязи в разговоре с репортером ComNews назвал эту идею "интересной", однако подчеркнул, что необходимо развивать альтернативные каналы оплаты. 

Во-вторых, по мнению Духовницкого, должна быть создана "система мониторинга, которая позволит отслеживать состояние объектов связи". Пресс-секретарь Россвязи Владимир Калинин пояснил ComNews, что речь идет об объектах, оказывающих универсальные услуги - 148 302 таксофонах и 20 847 пунктах коллективного доступа в Интернет по всей территории России. В общей сложности их обслуживает 21 оператор, при этом более 90% объектов доверены "Ростелекому". 

Предполагается не только контролировать качество прохождения сигнала, но и выплачивать пользователям компенсации из резерва универсального обслуживания с учетом фактического оказания услуг связи. 

"Переход от возмещения убытков, причиняемых оказанием услуг связи операторами универсального обслуживания, к субсидированию универсальных услуг связи приведет к необходимости выплаты операторами универсального обслуживания (из полученных средств субсидирования) НДС и налога на прибыль, - отмечается в материалах Россвязи. - А это фактически уменьшит сам резерв универсального обслуживания более чем на 20%". 

Пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций считает предложение заслуживающим внимания, однако полагает, что его нужно обсуждать дополнительно с учетом стоимости решения и других факторов. 

На взгляд Павла Кочнова, заместителя директора департамента прикладных решений компании "Техносерв" (построила Единую систему мониторинга и администрирования услуг электросвязи для Департамента информационных технологий г. Москвы; см. новость ComNews от 17 мая 2013 г.), основные сложности проекта по мониторингу таксофонов заключаются в ограниченном функционале систем удаленной диагностики таксофонов, которые обычно не предоставляют информацию о состоянии аппарата в режиме онлайн, а также в невозможности измерить качественные характеристики предоставляемых услуг. 

"Для получения качественных характеристик необходимо будет использовать внешнюю систему мониторинга сигнализации и качества голоса в ядре сети", - поясняет Кочнов. 

А вот задачу мониторинга пунктов доступа в Интернет представитель "Техносерва" назвал достаточно простой. "Он (проект. - Прим. ComNews) полностью ложится в архитектуру решения, выполненного нашей командой для ДИТ Москвы по мониторингу качества связи во всех поликлиниках и школах столицы - это более 13 тыс. объектов, - рассуждает Павел Кочнов. - Решение позволяет создать высокоуровневую зонтичную систему мониторинга, агрегирующую данные от операторских систем. Решение хорошо масштабируется и может быть инсталлировано за два-три месяца, конечно, если заказчиком будет грамотно выстроено взаимодействие со всеми операторами, предоставляющими услуги доступа". 

На вопрос о том, будет ли Россвязь учитывать опыт российских регионов в построении подобных систем, Духовницкий заявил, что его ведомство "не живет в безвоздушном пространстве". "Будем опираться на то, что есть, будь то системы мониторинга в Москве, Екатеринбурге и Брюсселе", - отметил он. 

В то же время руководитель агентства не смог назвать сроки проведения конкурса на выбор компании - строителя системы мониторинга, который он сам назвал "одним из ключевых вопросов". "Нам нужно определить источник финансирования. Не могу прямо ответить по срокам, так как предложение находится в обсуждении", - резюмировал Олег Духовницкий. 

Как ранее сообщал ComNews, Минкомсвязи планирует до 2018 г. провести реформу системы универсальных услуг связи (УУС), снизив затраты на поддержку таксофонов и пунктов коллективного доступа за счет снятия ограничений на тип оборудования для оказания УУС и введения технологической нейтральности (см. новость ComNews от 26 июня 2013 г.). Высвободившиеся средства министерство хочет направить на повышение связности удаленных регионов.