© ComNews
28.06.2013

Минкомсвязи планирует до 2018 г. провести реформу системы универсальных услуг связи (УУС), снизив затраты на поддержку таксофонов и пунктов коллективного доступа за счет снятия ограничений на тип оборудования для оказания УУС и введения технологической нейтральности. Высвободившиеся средства Минкомсвязи хочет направить на повышение связности удаленных регионов.

Об этом вчера сообщила пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи). Предлагаемые министерством меры направлены на снижение расходов резерва универсального обслуживания на коллективный доступ. Сэкономленные средства, считают представители министерства, следует направить на строительство магистральной инфраструктуры связи.

Минкомсвязи предлагает провести реформу УУС в два этапа: первый этап, реализация которого должна начаться в 2014 г., предусматривает снижение затрат на обеспечения поддержки таксофонов и пунктов коллективного доступа. Однако, как указывается в сообщении министерства, даже в крупных городах не планируется полностью убирать средства коллективного доступа, которые необходимы для обеспечения связи с экстренными службами.

Снижения затрат Минкомсвязи рассчитывает достичь за счет снятия ограничений на тип оборудования для оказания УУС и введения технологической нейтральности. Также снизить затраты планируется за счет субсидирования оказания универсальных услуг, а не за счет возмещение убытков, и за счет требований к расположению оборудования коллективного доступа.

По мнению представителя оператора – ОАО "Ростелеком" - первый этап недостаточно проработан и обоснован. "Мы можем столкнуться с высокими социальными рисками, когда для людей, привыкших пользоваться таксофонами, вызывать помощь экстренных служб, существующая система будет административно остановлена, а новая система не заработает", - отметил в беседе с ComNews представитель пресс-службы "Ростелекома".

На втором этапе, реализацию которого министерство рассчитывает начать в следующем году, а закончить в 2018 г., планируется сокращение количества населенных пунктов без рыночного предложения услуг связи. "Механизмы и объем государственной поддержки, по мнению Минкомсвязи России, должны зависеть от уровня развития инфраструктуры и экономической привлекательности конкретной территории", - говорится в сообщении Минкомсвязи.

Тем самым министерство предлагает разделить российские субъекты на три группы: с развитой инфраструктурой и рынком связи, с покрытием сетями связи, но с отсутствием рыночного доступа к высокоскоростному Интернету и с неразвитой инфраструктурой связи, где оказание любых услуг связи является убыточным.

"Для территорий первой группы объем государственной поддержки предлагается значительно снизить, сохранив минимальное количество точек коллективного доступа. Для территорий третьей группы предлагается сохранить субсидирование оказания универсальных услуг связи. Основным фокусом второго этапа реформирования системы УУС должны стать территории второй группы, где государство должно софинансировать развитие магистральной инфраструктуры волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) до населенных пунктов", - указывается в сообщении пресс-службы Минкомсвязи.

По словам представителя "Ростелекома", во втором этапе компанию не устраивает отсутствие активной проработки конкретных механизмов и документов, что откладывает его реализацию на неопределенную перспективу.

"Минкомсвязи самостоятельно разработало документ. Наше мнение как основного оператора УУС в стране с многолетним практическим опытом предоставления универсальных услуг не было учтено. При этом ряд вопросов остался непроработанным: "На каких территориях будет действовать новая система УУС?", "Как не допустить риск возникновения дефицита средств бюджета на развертывание новой системы?", "Как обеспечить прозрачность расчетов государства с операторами?" - недоумевает представитель "Ростелекома".

В результате, предупреждает он, мы рискуем получить дискриминацию абонентов, низкое качество универсальных услуг, недооценку финансовых последствий реформы.

Представители ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) тоже считают, что предлагаемый министерством связи законопроект не до конца проработан. "Мы полагаем, что наиболее эффективным решением по организации универсальных услуг связи был бы переход от использования коллективных точек доступа к обеспечению услугами связи каждого жителя отдаленных населенных пунктов. Очень важно, чтобы на законодательном уровне были созданы механизмы поддержки операторов при развитии связи в труднодоступных районах. В предлагаемом законопроекте этот принцип не отражен", - пояснила репортеру ComNews пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова.

Кроме того, добавила она, на уровень подзаконных актов выносятся территориальные, компенсационные, тарифообразующие критерии, что не дает полного представления о реализации системы универсальной услуги связи по новым правилам и не позволяет оценить эффективность предлагаемых мер.

"Некоторые из заявленных подходов к изменению универсального обслуживания, которые также отражены в недавно появившемся законопроекте, несут явные риски увеличения расходов резерва универсального обслуживания, - в свою очередь сказала в беседе с ComNews пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. - Это переход от недорогих и неприхотливых таксофонов к более дорогим и требовательным к каналам связи многофункциональным устройствам, а также замена возмещения убытков на субсидирование оказания универсальных услуг (здесь может идти речь об экономии для оператора связи, а не об экономии для бюджета). При этом следует признать, что снятие формальных запретов на подключение таксофонов к сети подвижной связи создает условия для экономии".

Если, подчеркивает Анна Айбашева, проводимая реформа действительно приведет к привлечению нового финансирования в инфраструктуру связи или к более эффективному использованию средств резерва универсального обслуживания, то такой подход "ВымпелКом" может только приветствовать.

"Мы тоже поддерживаем инициативу Минкомсвязи, но считаем, что перечень универсальных услуг связи необходимо расширять, в том числе включить доступ в Интернет с использованием абонентского оборудования", - сказала в беседе с ComNews пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина.

"Безусловно, УУС нуждаются в серьезном реформировании. И чем скорей, тем лучше. Наличие столь дорогостоящих таксофонов в зонах, где действует GSM, - пустая трата государственных денег. Красные таксофоны в Москве - предмет насмешек. Очень правильно - перераспределить средства на строительство оптоволоконной инфраструктуры. Россия - единственная крупная страна, не имеющая государственной программы развития ШПД. И УУС - самый разумный источник финансирования такой программы", - отметил в разговоре с репортером ComNews президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский.

Федеральное агентство связи (Россвязь), занимающееся распределением средств фонда универсального обслуживания, объем которого составляет около 15 млрд руб.( фонд формируется за счет обязательных отчислений всех операторов связи в РФ), тоже поддерживает позицию Минкомсвязи по реформированию системы универсального обслуживания в стране.

"Понятно, что дальнейшее развитие связи, особенно в отдаленных районах, потребует значительных средств и экономически невыгодно операторам связи. В резерве универсального обслуживания, из которого осуществляется возмещение убытков операторам универсального обслуживания, их нет", - резюмировал в беседе с ComNews пресс-секретарь Россвязи Владимир Калинин.

В 2013 г. истекает срок 528 договоров на право оказания УУ. "При этом проведение в данный период конкурсов по старым правилам представляется нецелесообразным, поскольку это приведет к тому, что на значительной части территории РФ универсальные услуги в течение последующих пяти лет будут оказываться по устаревшей модели универсального обслуживания", - указывается в постановлении №1251 "О мерах по обеспечению оказания универсальных услуг связи" (см. новость ComNews от 11 января 2013 г.).

В январе этого года Россвязь ввела мораторий на проведение объявленных в конце 2012 г. открытых конкурсов на право оказания универсальных услуг связи в 63 регионах РФ. Договоры, срок действия которых истекает в 2013 г., будут пролонгированы.