Транспорт под колпаком
К декабрю 2012 года весь общественный транспорт Москвы оснастят системой ГЛОНАСС.
Технологии ГЛОНАСС на столичном пассажирском транспорте будут в полной мере запущены в декабре 2012 года. По прогнозам группы компаний "М2М телематика", внедрение навигационных решений позволит оптимизировать маршрутную сеть, увеличить количество привлекаемого подвижного состава и повысить регулярность движения транспорта на 15-20%. Помимо этого, эксперты уверены, что такое нововведение сделает общественный транспорт более привлекательным для москвичей.
На сегодняшний день "М2М телематика" оснастила навигационно-связным оборудованием более 10 тысяч единиц общественного транспорта Москвы и создала Единую автоматизированную систему диспетчеризации и безопасности на наземном городском пассажирском транспорте (АСДУ-НГПТ), которая является ключевой составляющей проекта "Интеллектуальная транспортная система Москвы" ("ИТС-Москвы"). Архитектура системы подразумевает диспетчерское управление пассажирским транспортом из 4-х зональных центров. В настоящее время развернуто три зональных диспетчерских центра и один филиал ГУП "Мосгортранса", контролирующие перемещение транспорта 32 автотранспортных предприятий. Контроль за работой транспортных средств осуществляют 120 диспетчеров. Инвестиции "М2М телематика" в этот проект составили более 700 млн рублей.
Система мониторинга и управления транспортными средствами интегрируется со смежными системами города Москвы и системами департамента транспорта. При этом стоит отметить, что универсальная телематическая платформа позволяет подключать к системе не только городской общественный транспорт, но и коммерческих перевозчиков.
В пресс-службе "М2М телематика" ТАСС-Телеком рассказали, что проект "ИТС-Москвы" должен повысить пропускную способность магистралей и регулярность движения городского общественного транспорта, оптимизировать работу светофоров, а также повысить качество транспортного обслуживания населения. "Стоит отметить, что внедрение технологий ГЛОНАСС позволит оптимизировать маршрутную сеть ГУП "Мосгортранс" и автоматизировать диспетчерское управление городским общественным транспортом", - добавил представитель пресс-службы.
Помимо этого, сейчас идет разработка мультипортала, на котором пассажиры в режиме реального времени смогут узнать точное местоположение того или иного транспорта на маршруте, и созданы мобильные приложения для устройств на iOS и Android, а на остановках будут установлены информационные табло. В дальнейшем же планируется интегрировать эти данные с расписанием движения пригородных электропоездов и интервальности движения поездов метрополитена.
В "М2М телематика" уверены, что внедрение технологии ГЛОНАСС позволит москвичам более эффективно распоряжаться временем, затраченным в поездке на разных видах общественного транспорта. "С помощью портала пассажиры будут понимать, как им правильнее спланировать и проложить свой маршрут с учетом дорожной ситуации", - пояснили в пресс-службе. В "М2М телематика" рассчитывают, что таким образом общественный транспорт станет более привлекательным для жителей столицы. Такие прогнозы компании небезосновательны. На данный момент в России уже развернуто более 120 систем управления пассажирским транспортом, а элементы ИТС внедрены в 60 регионах страны. По словам пресс-службы "М2М телематика", работа общественного транспорта в этих регионах заметно улучшилась – по статистике, регулярность движения транспорта повысилась в среднем на 20%.
Не исключено, что данные, полученные в результате внедрения технологии ГЛОНАСС, будут раскрыты и для сторонних разработчиков, однако комментарии Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы по этому вопросу получить не удалось. Сейчас "Яндекс" получает данные о движении городского транспорта, оснащенного GPS и ГЛОНАСС, в Казани, Нижнем Новгороде, Омске и Новосибирске. Благодаря этим сведениям в приложении мобильные Яндекс.Карты для iOS и Android можно узнать, через какое время на остановку придёт автобус нужного маршрута, и следить за его перемещением на карте.
В промышленную эксплуатацию система будет сдана заказчику в декабре 2012 года, после чего она станет в полной мере доступна жителям и гостям столицы. В рамках заключительного этапа закупаются сервера и устанавливаются непосредственно на площадке заказчика для создания центра организации движения (ЦОД) и переноса информационного мультипортала. После запуска "ИТС Москвы" сотрудники диспетчерской службы смогут контролировать перемещение общественного транспорта в режиме реального времени, максимально эффективно распределять транспортные средства по маршруту с учетом пассажиропотока и времени суток, создавая более комфортные условия передвижения для пассажиров, и более оперативно реагировать на возникновение ДТП и пробок.