© ComNews
13.03.2012

Чистая прибыль ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в 2011 г. выросла на 4,6% по сравнению с 2010 г., до $1,44 млрд. Также увеличилась выручка - на 9,1%, составив $12,3 млрд. Компания планирует в 2012 г. повысить выручку на 5-7% и сохранить уровень капитальных затрат.

Как следует из представленной МТС отчетности за IV квартал 2011 г. и год в целом, показатель OIBDA вырос до $5,144 млрд (рост - 6% по сравнению с аналогичным периодом в 2010 г.). Маржа OIBDA в 2011 г. по всей группе компаний составила 41,8%, в России этот показатель - 42,6%. Капитальные затраты МТС в 2011 г. достигли $2,6 млрд, или 21% от выручки оператора.

Основные затраты МТС в 2011 г., как отметил президент МТС Андрей Дубовсков, приходились на развитие 3G-сетей и модернизацию сетей ШПД в регионах. Кроме того, подчеркнул он, в 2011 г. оператор начал внедрять технологию GPON, что позволит полностью реконструировать сети Московской городской телефонной сети (МГТС) в Москве и Московской области. По его словам, эти статьи расходов сохранятся и в 2012-2013 гг. - перед МТС стоит задача подключить 85% сайтов 3G к оптоволоконным линиям связи, равно как и закончить реконструкцию сети в эти сроки.

"Планируемый объем капитальных затрат в 2012 г. - 20-22% от выручки, и только с 2013 г. МТС намерена начать снижение CAPEX до 15-18%", - отметил Андрей Дубовсков. Он добавил, что строительство сети LTE, когда компания получит лицензии, не значительно повлияет на размер затрат оператора.

Выручка от услуг передачи данных МТС в России выросла за 2011 г. на 49%, до 24,713 млрд. Выручка от фиксированного бизнеса - на 10% (с 53,1 млрд руб. до 58,2 млрд руб. по сравнению с 2010 г.), на фоне M&A-деятельности, что Андрей Дубовсков приписал увеличению числа абонентов и росту потребления услуг действующими абонентами в результате модернизации сети.

Основным драйвером роста, по словам вице-президента по финансам и инвестициям МТС Алексея Корня, стала интеграция приобретенных активов по фиксированному бизнесу в Москве и регионах.

"Была проведена оптимизация численности сотрудников розницы и маркетинговых подразделений МТС, компания перешла на схему разделения доходов от подключаемых абонентов с дилерами. Мы внедрили тарифную политику, позитивно повлиявшую на соотношение вне- и внутрисетевого трафика, - сообщил Алексей Корня. - МТС также повысила эффективность капитальных вложений благодаря заключению соглашений о совместном использовании инфраструктуры и переводу обслуживания сетей на аутсорсинг".

"Мы понимаем, что в этом году рост будет ограничен макроэкономическими причинами, и задачей операторов станет извлечение большей добавленной стоимости на уже освоенных рынках. Наш прогноз по росту выручки в 2012 г. - 5-7% в местной валюте, а по уровню рентабельности - от 40% до 42%", - добавил  Андрей Дубовсков.

По мнению ведущего аналитика ComNews Research Марины Коробковой, МТС, как и всем игрокам мобильного рынка России, приходится на протяжении последних двух лет действовать в условиях насыщенности рынка. "В таких условиях снижение капитальных затрат и стремление стимулировать  высокомаржинальные проекты является чуть ли ни единственным верным решением. Выстраивание таких приоритетов привело МТС по итогам 2011 г. к более высоким показателям, чем мы прогнозировали. Чистая прибыль и OIBDA по России выросли на 2,4% и 8,9% соответственно, что значительно превышает показатели "МегаФона" и превысит показатели "ВымпелКома", - сообщила она.

Как отмечает Марина Коробкова, результаты МТС отчасти объясняются завершающим этапом интеграции приобретенных активов. "В целом можно сказать, что по итогам 2011 г. оператор отстаивает свою долю рынка", - резюмировала она.