© ComNews
21.02.2012

Минздравсоцразвития предупреждает: в этом году должна заработать система интегрированной электронной медицинской карты (ЭМК). Недавно право на создание такой информационной системы в открытом конкурсе выиграло ОАО "Ростелеком": оно сбило начальную цену контракта в 83 млн руб. до символического 1 руб. Чего в результате ожидать докторам и их пациентам?

Слово "интегрированная" применительно к электронной медицинской карте говорит о том, что история болезни будет доступна врачам из любых, государственных или частных, поликлиник, больниц и диагностических центров, куда обратится гражданин. С точки зрения ИT это означает, что все сведения будут храниться где-то в недрах федерального центра обработки данных (ЦОД) "Ростелекома". А каждый доктор со своего рабочего места сможет либо занести туда данные, либо узнать то, что ему необходимо, о здоровье пациента.

Такое медоблако видится наилучшим решением Святославу Сорокину, директору департамента государственного сектора компании "Астерос": "Для записи граждан на прием, ведения истории болезни, выписок и т.д. облачная модель идеально подходит. И медикам-администраторам гораздо удобнее работать с документами из облака". "Мне как специалисту по информационной безопасности такая концепция также импонирует, - комментирует Сергей Вихорев, замгендиректора ОАО "ЭЛВИС-ПЛЮС" по развитию. - Потому что обеспечить на высоком уровне защиту критичной информации в ЦОДе проще. Есть, правда, проблема создания защищенных каналов обмена информацией с пользователями и разграничения их доступа, но она разрешима". К тому же сегодня при оказании госуслуг в электронной форме для идентификации субъекта активно используется номер карточки пенсионного страхования. Ничто не мешает применять этот идентификатор и в медицинских информационных системах (МИС) - тогда возможен обмен обезличенной информацией между ЦОДом и медработниками.

Однако реальное состояние каналов связи, особенно в регионах, - большой риск для создателей информационной системы такого типа, отмечает Валерий Андреев, заместитель директора по науке и развитию компании ИВК: красивая модель запросто может "разбиться о быт" несовершенной сетевой инфраструктуры. Чтобы этого не случилось, место хранения должно определяться не только технической или экономической, но самое главное - лечебной целесообразностью, уверен Николай Кречетов, глава российского представительства InterSystems: "На федеральном уровне нужно решать только задачи статистики, аналитики и управления. Наиболее оптимально и полезно для пациентов, когда ЭМК собирается на региональном уровне - там, где живет и лечится пациент". "Создание единого федерального хранилища должно быть целью, - полагает Роман Кругляков, генеральный директор компании "Армада", - но ее надо достигать путем постепенного отключения локальных хранилищ там, где это объективно становится технически и экономически нецелесообразным". Например, так можно внедрять централизованные решения типа "электронная регистратура" в тех регионах, где каналы связи уже позволяют это сделать.

Кстати, для совместного хранения данных в центре и на местах давно разработана общая архитектура. С ее помощью построены медицинские системы в Англии, Франции, Испании, Швеции и других странах, рассказывает Денис Чумаков, руководитель проектов направления "Госсектор и медицина" ГК "КОРУС Консалтинг": "В медучреждениях работают собственные системы ЭМК, а вся необходимая клиническая информация консолидируется в центральном репозитории". У такого подхода много плюсов: отчеты строятся на основе "качественных" первичных данных, в то же время при необходимости можно снижать зависимость от каналов связи, вплоть до офлайна, и достаточно легко учитывать при обмене данными с центральным репозиторием особенности работы каждого лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).

Платить за эти удобства, конечно, приходится. В первую очередь высокими требованиями к унификации нормативно-справочной информации, а также особым вниманием к решениям по ИT-интеграции ЭМК в конкретной клинике с общим репозиторием. В нашей стране усилия по совершенствованию нормативной базы были бы очень кстати. Ведь наша медицинская отрасль настолько отстала в этом плане от реальности, что все проекты ЭМК, уже внедренные в разных медучреждениях, по меткому определению Бориса Зингермана, завотделом компьютеризации Гематологического научного центра Минздравсоцразвития, относятся к классу "подпольно-страусовых". "Подпольные" - потому что статус электронных медицинских записей у нас не определен ни одним нормативным документом. А "страусовые" - потому что документы создаются в электронном виде, потом распечатываются и далее "живут" так, как будто никакой компьютерной системы рядом и не было.

А вот настройка взаимодействия отдельных ЭМК с федеральным центром - судя по всему, главная болевая точка всей этой истории. "Ростелеком" решает данный вопрос просто: с помощью одного типового решения ЭМК (как утверждают злые языки, знакомые с ситуацией, оно представляет собой один из представленных на нашем рынке конкретных продуктов ЭМК). Оправдание такому подходу можно найти: в Минздравсоцразвития считают, что лишь 7,7% ЛПУ страны используют в своей работе электронную историю болезни. Причем в каталоге Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) числится почти семь десятков программных продуктов такого класса, а вот явного лидера рынка нет. Можно сказать, чистое поле, где нет ни серьезных игроков, ни более или менее солидной базы уже работающих систем. Но медики с таким тезисом категорически не согласны.

В США с их технологически развитой медициной на рынке представлено более 400 программ ЭМК для медучреждений, конкуренция там очень высока, но количество поставщиков, тем не менее, не уменьшается, рассказывает Борис Зингерман: "Все дело в большом разнообразии медицинских учреждений и соответствующих им системах ЭМК. А государство не стремится снизить их количество любыми способами, а мотивирует проходить сертификацию на соответствие отраслевым стандартам". По мнению эксперта, ориентация на одно или даже несколько типовых технических решений электронной истории болезни для всех больниц и поликлиник страны - дело заведомо провальное, о чем говорит опыт Великобритании, которая бесславно закопала таким способом 20 млрд своих кровных английских фунтов. К тому же, отмечает Роман Кругляков, нет нужды использовать единственное решение, ведь существуют общепризнанные международные стандарты интеграции медицинской информации HL7 и IHE, которые ведущие отечественные производители ПО ЭМК используют в своих продуктах. К тому же в стране много медорганизаций, которые занимались информатизацией за собственный счет и достигли успехов. Не использовать их опыт в ходе федеральной кампании нелогично.

Другое дело, что в этом случае регулятору, то есть ведомству Татьяны Голиковой, придется все-таки заняться архитектурой федеральной МИС, той самой, к которой до конца года желательно подключить все ЛПУ. Как, удивитесь вы, разве ее еще нет? Именно так: никто сегодня не знает, какой должна быть структура медицинских данных в уже создаваемом ударными темпами едином хранилище, что туда нужно помещать, а что оставить в самом учреждении, как связывать между собой сведения из разных клиник и диагностических центров. Этот ключевой сегмент всей федеральной мединформатизации существует сегодня по принципу Чеширского Кота - "живет" только в концепциях и конкурсной документации. И цена в 1 руб. в таком ракурсе выглядит адекватной… И отдача от проекта для врачей и пациентов будет также символической - звена интеграции, по сути, нет. Но все-таки лед тронулся! Следом ведь пойдут другие конкурсы - и в какой-то момент профильное министерство, наконец, раскачается и на модель данных верхнего уровня.