Дмитрий Бутрин, КоммерсантЪ
05.12.2011

Сегодня на первом после выборов заседании президиума правительства одним из обсуждаемых вопросов станут госрасходы на информационно-коммуникационые технологии госорганов. В докладе Минсвязи по этому поводу констатируется: в 2012-2014 годах федеральные ведомства будут тратить на информсистемы в среднем не менее $2 млрд в год, цели части этих расходов Белому дому неизвестны. Другая часть наверняка будет потрачена на продукты, которые дешевле купить у частных производителей, а также на неофициальные, дублирующие и несовместимые друг с другом системы. Минсвязи предлагает в числе прочего исправлять ситуацию созданием единой информсистемы учета информсистем, закупленных на средства налогоплательщиков.

В повестке дня назначенного на 5 декабря заседания президиума правительства один из пунктов выглядит довольно смело для первого дня после выборов в Госдуму. Заместитель главы Минсвязи Илья Массух представит в Белом доме доклад "Об усилении общественного контроля и повышении эффективности при использовании информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти". Из имеющегося в распоряжении "Ъ" текста доклада, подписанного министром связи Игорем Щеголевым 24 ноября, следует, что обсуждать будут преимущественно усиление не "общественного", а внутриправительственного контроля над расходами Белого дома на информатизацию своей деятельности.

Как следует из документа, речь идет о результатах мониторинга Минсвязью расходов бюджета на 2011 год, а также анализа расходов средств ведомств на информационные технологии в бюджете на 2012-2014 годы. Такие полномочия министерству даны постановлением N365 от 24 мая 2010 года, предварительный доклад на эту тему Минсвязи делало на заседании президиума правительства 30 июня 2011 года. В бюджете на 2012-2014 годы Минфин уже ввел специальный вид расходов (код 242) "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", что позволило Минсвязи провести экспертизу предлагаемых ведомствами внутренних проектов и оценить нижнюю границу объема расходов на эти цели главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). Формально на создание и поддержание информационных систем ведомства Белого дома в 2012 году потратят 67,4 млрд руб., в 2013-м - 56,8 млрд руб., в 2014 году - 54,9 млрд руб. На деле больше: часть расходов на компьютеры, программное обеспечение и услуги оформлена в бюджетах по другим статьям, точную сумму своих ассигнований на IT в Белом доме просто не знают.

Из 89 ГРБС на экспертизу свои проекты в области IT отправили в ведомство Игоря Щеголева 77, шести органам госвласти (МВД, Минобрнауки, Пенсионному фонду, Росгидромету, Роскосмосу и Рослесхозу) удалось утвердить расходы на информсистемы без экспертизы Минсвязи. В тех же ведомственных системах, которые экспертизу прошли, Минсвязи обнаружило "характерные" проблемы. Это в первую очередь "отсутствие правовых оснований" для их создания - автоматизируются полномочия госорганов, за ними не закрепленные: иными словами, речь идет о компьютеризации процессов, которыми ведомства вообще не должны заниматься. Кроме того, Минсвязи утверждает, что часть информсистем ведомств дублируется, нередко они не регистрируются в госрегистре ФГИС. Наконец, ведомства планируют самостоятельно создавать информсистемы, которые можно заведомо дешевле купить на рынке промышленных решений - общесистемное программное обеспечение, кадровые и бухгалтерские системы, системы управления базами данных.

Министр предлагает в докладе исправлять ситуацию поправками в регламент правительства, требующими обязательной экспертизы в Минсвязи ведомственных проектов информационных систем, изменениями порядка разработки госпрограмм и ведомственных целевых программ и правкой постановления правительства N594 от 26 июня 1995 года по реализации закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Кроме того, Минсвязи предлагает взаимоувязывать процесс подготовки федерального бюджета с разработкой планов информатизации ведомств в рамках трехлетних планов информатизации органов госвласти.

Наконец, по поручению главы аппарата правительства Владимира Володина от 27 сентября 2011 года Минсвязи подготовило проект "Концепции создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов". "Систему учета систем" в опытную эксплуатацию предполагается ввести в ФНС, Счетной палате и Роскомнадзоре, а также в Волгоградской области не позднее второго квартала 2012 года. Очевидно, что во многом активность Минсвязи определяется проблемами с проектом "Электронное правительство", проваливающимся пока именно из-за проблем электронного взаимодействия ведомств. Не в последнюю очередь проблемы и высокая стоимость e-government в России вызваны тем, что с начала 2000-х ведомства разрабатывали свои информсистемы без координации друг с другом - и сейчас их координация требует денег и времени.

Впрочем, вряд ли попытка Минсвязи подчинить себе процесс информатизации полностью будет легкой. Так, например, согласно данным бюджета, Минобороны и служба судебных приставов до 2014 года средства на информатизацию вообще не тратят, из десяти крупнейших ведомств по объему расходов на IT три (Судебный департамент при Верховном суде, Центризбирком и Генпрокуратура) Минсвязи своих планов информатизации в деталях не раскрывают. На причины этого Игорь Щеголев аккуратно намекает в докладе: "При реализации работ в области информационно-компьютерных технологий существенную часть стоимости составляют результаты интеллектуальной деятельности - нематериальные активы, которые при отсутствии детального нормирования работ вызывают ощущение необоснованности затрат".