SMS-платежи попали под сокращение
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
29.11.2011
В 2016 г. в России мобильная коммерция может полностью вытеснить SMS-платежи. Уже в начале 2012 г. количество оплаченных через SMS услуг будет постепенно уменьшаться.
Такой прогноз озвучил директор департамента интерактивных услуг ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Ярослав Свинцов на VIII Mobile VAS Conference, проходившей на прошлой неделе в Петербурге.
Представитель МТС, ссылаясь на данные AC&M, сообщил, что оборот рынка SMS-платежей в России по итогам 2011 г. составит около 45 млрд руб., оборот рынка мобильной коммерции - примерно 14 млрд руб. При этом получается, что за последний год рынок мобильной коммерции в стране увеличится в три раза на фоне умеренного роста SMS-платежей, а оборот рынка платежей по мгновенным сообщениям, по предварительным прогнозам, вырастет с прошлого года всего на 15,4%. "Cнижение оборотов SMS-платежей - один из сценариев, который возможен при активной динамике роста мобильной коммерции", - пояснил Ярослав Свинцов репортеру ComNews.
Специалист J'Son & Partners Consulting Владимир Карпенко считает, что рынок SMS-платежей будет расти в течение еще трех-пяти лет, хотя и не такими темпами, как мобильные и моментальные платежи. С ним соглашается и пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина: "Рынок USSD- (Unstructured Supplementary Service Data) и SMS-запросов в качестве инструментов мобильной коммерции в ближайшие несколько лет будет расти". "Рынок мобильных платежей все еще мал, количество сервисов и пользователей сервисов, использующих премиальные SMS, все еще растет и будет расти", - дополняет Владимир Карпенко. По данным J'Son & Partners Consulting, в 2010 г. рынок моментальных платежей вырос на 15-20%.
"Сектор мобильных платежей, по разным подсчетам, составляет около 1,5-2% от общего объема рынка небанковского процессинга (оценивается в $25 млрд). Перспективы развития мобильных платежей привлекательны, особенно на фоне роста рынка смартфонов, все более высокого уровня проникновения сетей. Кроме того, рынок сотовой связи в России насыщен, и его дальнейшее развитие будет происходить по модели увеличения доли неголосовых услуг, в числе которых можно выделить и мобильные платежи", - рассуждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева.
Ярослав Свинцов из МТС говорит, что динамика развития платежей в МТС соответствует общерыночным трендам. Пользователи оператора оплачивают с помощью SMS контент, подписки и сервисы в социальных сетях. Сервисы мобильной коммерции, например "Легкий платеж", позволяют оплачивать услуги связи, счета ЖКХ, покупки в интернет-магазине.
"Если говорить про виды платежных сервисов через SMS, то наиболее популярны оплата сотового телефона и денежные переводы", - рассказывает о привычках абонентов ОАО "ВымпелКом" пресс-секретарь этой компании Анна Айбашева. Юлия Дорохина среди наиболее популярных платежей клиентов "МегаФона" называет денежные переводы, интернет-платежи в соцсетях, сайты знакомств, покупка контента (музыка, фильмы и т.д.).
Владимир Карпенко отмечает, что с точки зрения маржинальности SMS-платежи являются более выгодными для операторов, однако с точки зрения оборота рынок мобильных платежей - более перспективный. "В настоящий момент стратегия операторов заключается в перетягивании на себя абонентской базы терминалов. К тому же рынки мобильных и SMS-платежей являются рынками с разной целевой аудиторией и абонентской базой. Мы считаем, что эти услуги не являются субститутами", - рассуждает эксперт J'Son & Partners Consulting.
Для гармоничного развития мобильной коммерции и традиционной модели платежей по SMS, по словам Ярослава Свинцова из МТС, необходимо ввести высокий порог минимальной суммы платежа в мобильной коммерции, провести дифференциацию комиссии. И хотя снижение объема рынка SMS-платежей неизбежно, считает представитель МТС, в таком случае оплата услуг через текстовые сообщения будет развиваться и в будущем. Владимир Карпенко из J'Son & Partners Consulting уверен, что даже в случае стагнации рынка SMS-платежей останется ряд сервисов, для которых отправка мгновенного сообщения будет доминирующим инструментом оплаты.