Ринат Сагдиев, Ведомости
31.07.2007

Реклама дешевых звонков "Мегафона" в СНГ сильно обидела Азербайджан. В своем ролике оператор допустил географическую и политическую ошибку, разместив на карте Армению на месте Азербайджана. Эксперты советуют рекламщикам не пользоваться картами спорных территорий - слишком велика вероятность скандала.

Азербайджанское государственное телеграфное агентство "АзерТАдж" на прошлой неделе сообщило, что по требованию посольства Азербайджана в России с эфира снят "искажающий действительность" рекламный ролик "Мегафона". Дипломатов возмутило, что на географической карте Азербайджан указан в качестве территории Армении. На ней есть только столица Армении Ереван и нет никакого упоминания о Баку.

Речь идет о ролике, рекламирующем с 1 июля на московских телеканалах и в местных блоках ЦТ снижение цен на звонки в страны СНГ до 5 руб./мин, рассказала "Ведомостям" директор по маркетингу "Мегафон Москва" Екатерина Кононова. В нем пятирублевые монеты катятся по желтому полю, превращающемуся в схематическую карту с обозначением границ и названиями столиц стран СНГ. "Ролик длится всего 20 секунд, и, чтобы рассмотреть границы и названия городов, его надо остановить и специально просматривать покадрово", - говорит Кононова.

"В ролике была использована графика, и мы однозначно не ставили перед собой задачи изобразить точную географическую карту", - оправдывается и Александр Алексеев, гендиректор компании McCann Erickson, которая создала "неправильный" ролик.

"Мегафон" счел претензии Азербайджана справедливыми и 18 июля поменял рекламу на старую, имиджевую. По словам Кононовой, убытки компания не понесла, хотя сама "ошибка не останется без внимания и "Мегафон" рассмотрит ситуацию в рабочем порядке". По оценке президента и управляющего творческого директора BBDO Moscow Игоря Лутца, подобный ролик стоит не больше $20 000.

"Азербайджан очень болезненно реагирует на любые мелочи, связанные с вопросами границы из-за продолжающегося противостояния с соседней Арменией", - объясняет реакцию на рекламу "Мегафона" Михаил Александров, завотделом Кавказа Института стран СНГ. Он советует рекламистам, рисующим схемы и карты СНГ, очень внимательно изучать границы, особенно Молдавии с Приднестровьем и стран Кавказа. "Лучше вообще отказаться от идеи изображать границы этих стран в рекламе, потому что всегда найдутся не согласные с трактовкой", - говорит Александров.

Опрошенные "Ведомостями" топ-менеджеры рекламных агентств вспомнили лишь одну похожую оплошность, чреватую международным скандалом. Это реклама жевательной резинки Orbit, которую сняла группа BBDO по заказу Wrigley. В начале года посольство Китая в России потребовало убрать из эфира эту рекламу, потому что в ней звучал государственный гимн КНР. В BBDO ошибку объяснили тем, что в банке треков эта мелодия фигурировала под названием "Марш добровольцев". От подобных ошибок не застрахован никто, говорит председатель совета директоров Publicis Groupe Media и Leo Burnett Group Сергей Коптев.

Ответственность в подобных случаях несет не агентство, а клиент, принявший работу, продолжает он. Но клиенты могут не простить рекламному агентству такие ошибки. Лутц из BBDO признается, что его компания избежала неприятностей только благодаря хорошим отношениям с Wrigley. После случая с китайским гимном BBDO ввела должность музыкального продюсера, который теперь проводит музыкальный аудит всех закупаемых треков.

"Мегафон" обслуживает около 32 млн абонентов. Выручка за 2006 г. - $3,7 млрд, OIBDA - $1,8 млрд, чистая прибыль - $812,8 млн. Акционеры - TeliaSonera (35,6%), "Телекоминвест"  (31,3%), "ЦТ-Мобайл" (принадлежит "Альфа-групп", 25,1%) и IPOC (8%).