АНТОН БУРСАК, РБК DAILY
26.01.2007

В тендере Мининформсвязи на участие в программе "Компьютер в каждый дом" вызвались принять участие сразу семь крупных российских сборщиков. Их интерес вполне понятен - потенциальная емкость рынка ПК в отдаленных регионах - 20 млн штук. Однако сама программа вызывает много вопросов: стоимость указанной в условиях тендера конфигурации ПК составляет от 700 до 1200 долл. - немало для среднего сельского жителя.

Вчера Мининформсвязи обнародовало список кандидатов на участие пилотном проекте "Компьютер - в каждый дом". Программа призвана обеспечить компьютерами жителей отдаленных регионов России. В ее реализации принимает участие "Почта России", которая будет принимать оплату за компьютеры и осуществлять экспресс-доставку заказанной техники. Выступить в качестве поставщиков ПК выразили желание семь российских сборщиков компьютеров: "Эксимер", "К-Системс", Depo Computers, "Инфомаш", "Неоторг", "Аквариус" и Kraftway.

Директор "К-Системс" Эдуард Воронецкий оценивает сумму контракта, который будет заключен с победителем тендера, в 1-2 млн дол. Однако если результаты пилотного этапа будут удачными, участники программы получат доступ к очень большой аудитории потенциальных покупателей. По оценке аналитической компании ITResearch, потенциальная емкость рынка ПК в российских регионах за вычетом городов-миллионников составляет около 20 млн штук.

Заместитель директора ITResearch Василий Мочар считает, что компании в данной программе могут не только нести социальную нагрузку (как это стало модно в последнее время), но и получить определенную прибыль. "Ниже экономически обоснованной цены вряд ли кто-то будет работать, а расширение каналов сбыта в большинстве случаев полезно. Возможность обеспечить доставку на дом по всей территории России может стать в нашей стране серьезным конкурентным преимуществом", - пояснил он.

Участники программы в один голос говорят о том, что они заинтересованы в повышении компьютерной грамотности населения, но упоминают и о том, что все же рассчитывают на получение прибыли. "Проект создания инфраструктуры продаж ПК жителям малых городов и сельской местности представляет для нас особый интерес, - заявил Сергей Эскин, генеральный директор Depo Computers. - Программа рассчитана на тех, кому сложно добраться до обычного магазина компьютеров или заказать ПК через Интернет". Владимир Шибанов, старший вице-президент компании "Аквариус", высказал схожие мотивы участия в конкурсе, но при этом подчеркнул: "Аквариус" не является благотворительной организацией, и от контракта мы рассчитываем получить прибыль".

Участники рынка заметили ряд спорных моментов в условиях конкурса. В первую очередь, это высокая стоимость компьютеров. Компания Desten Computers оценила примерную розничную стоимость конфигураций ПК, указанных на сайте программы. "Доступный" компьютер с операционной системой Windows XP Home Edition обойдется примерно в 680 долл. "Эксклюзивный" вариант с улучшенными техническими характеристиками и Windows Vista на борту будет стоить 1200 долл. Эту конфигурацию можно удешевить за счет использования менее дорогой элементной базы, однако тогда нельзя будет гарантировать качество, подчеркнули в Desten Computers.

Исполнительный вице-президент группы компаний "Формоза" Абулферз Абачев указывает на неточность в спецификациях. "Но на наш взгляд, в спецификациях заказчика существует легкая несбалансированность. Например, для работы с Windows Vista может не хватить оперативной памяти", - говорит он. "Подход к выбору конфигураций удивляет тем, что в спецификациях для младших моделей компьютеров указан процессор Intel Celeron, который фактически уходит с рынка", - добавил Владимир Шибанов.