Марина Чистякова, КоммерсантЪ
20.11.2006

В конце минувшей недели еврокомиссар по телекоммуникационному рынку и информтехнологиям Вивиан Рединг предложила создать общеевропейский орган, регулирующий рынок связи стран ЕС. Таким образом власти Евросоюза стремятся лишить влияния национальные администрации связи, которые проводят протекционистскую политику в отношении "домашних" компаний.

В конце прошлой недели Вивиан Рединг выступила с предложением о создании общеевропейского органа, который регулировал бы европейский телекоммуникационный сектор, заменив собой существующую сейчас систему 25 национальных контрольных телекоммуникационных органов. По словам госпожи Рединг, создание единого общеевропейского контролирующего органа - "наиболее эффективный и наименее бюрократический способ создать благоприятные условия на телекоммуникационном рынке ЕС". Примером для подражания она назвала Центральный банк Европы.

Это не первое предложение госпожи Рединг по реорганизации европейского телекоммуникационного рынка. Еще в июле она выступила с проектом законов, которые обязывали сотовые компании снизить цены на роуминг внутри ЕС. Эта идея вызвала явное недовольство телекоммуникационных компаний. Скорее всего, и предложение о создании общеевропейского регулятора вызовет подобную реакцию. Национальные органы уже негативно отозвались об этой идее. Например, Ofcom, британский телекоммуникационный регулятор, следующим образом отреагировал на предложение госпожи Рединг: "Идея установления баланса сил между Еврокомиссией и национальными регуляторами во многом правильна, однако предложение по созданию центрального регулятора не получило поддержки во время выработки существующего законодательства, и мы не понимаем, почему создание центрального регулятора кажется своевременным сейчас".

Предложения госпожи Рединг направлены против политики правительств стран-членов ЕС, которые пытаются защищать крупные национальные телефонные компании. Госпожа Рединг предлагает законодательно обязать телекоммуникационные компании изменить свои бизнес-модели и открыть доступ к сетям более мелким конкурентам. Госпожа Рединг обращает внимание, что рынок таких услуг, как широкополосный доступ в интернет, во многих странах ЕС практически монополизирован. Например, такие телекоммуникационные гиганты, как Deutsche Telekom и France Telekom, контролируют в своих странах до 80% рынка широкополосного доступа. Для сравнения: на американском рынке доля крупных телефонных компаний в секторе широкополосных сетей почти вдвое меньше и составляет около 38%, а средние кабельные операторы составляют уверенную конкуренцию телекоммуникационным гигантам.

Очевидно, инициатива госпожи Рединг продиктована последними инициативами национальных администраций в области связи. Так, Deutsche Telekom, похоже, добился от правительства Германии разрешения в течение нескольких лет не пускать конкурентов в широкополосную сеть стоимостью 3 млрд евро. Deutsche Telekom собирается построить новейшую мультисервисную сеть высокоскоростной передачи данных и требует дать ему возможность окупить проект, не допуская к инфраструктуре конкурентов. Без таких гарантий Deutsche Telekom отказывается реализовывать проект. Поэтому германское правительство в итоге идет компании навстречу; совершенствование инфраструктуры отвечает национальным интересам.