От 30% до 40% товаров в интернет-торговле - фейки

На фото слева направо: директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан, президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук, заместитель руководителя научной лаборатории "Центр развития потребительского рынка" экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лейла Шамузова
Об этом рассказала заместитель руководителя научной лаборатории "Центр развития потребительского рынка" экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лейла Шамузова на круглом столе "Онлайн-торговля: требуется ли отдельное отраслевое регулирование?". Она поделилась результатами исследования, над которым работали сотрудники экономического факультета, проводя опросы среди экспертов рынка онлайн-торговли, согласно которому от 30% до 40% товаров в интернет-торговле являются контрафактом, нарушающим авторские права владельцев брендов.
"Это связано с тем, что вопросы контроля не отрегулированы до конца, что создает возможность для продавцов нарушать законы. Это может проявиться в том, что поставщик может закупать товары без документации либо по поддельным документам и сертификатам, товары могут не соответствовать требованиям безопасности, они могут быть не зарегистрированы в системе маркировки и т.д.", - сказала она.
Лейла Шамузова отметила, что важный вопрос, связанный с контрафактом, - системная прослеживаемость и контроль, над которыми работает государство. Они связаны механизмами, по которым работают маркетплейсы и продавцы.
С ее результатами согласился другой участник круглого стола президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук. Он заявил, что у ассоциации и игроков рынка было много надежд на законопроект Минэкономразвития, но его нынешняя редакция не устраняет основных рисков для потребителей, добросовестных партнеров маркетплейсов и государства.
"К сожалению, законопроект не способствует превращению маркетплейсов в безопасную для потребителей зону. В представленном виде добросовестные поставщики и продавцы, которые используют современные механизмы продвижения товаров в виде маркетплейсов, не будут иметь преимуществ, которых они заслуживают, по сравнению с нечистыми на руку конкурентами. А государство останется без положенных ему налогов и эффективных инструментов контроля. Законопроект в современной редакции, мягко говоря, "беззубый". Маркетплейсам дешевле не выполнять нормы закона", - заявил он.
Александр Онищук обратил внимание, что у некоторых маркетплейсов есть механизмы по взаимодействию с компаниями - обладателями товарных знаков, но даже они не всегда эффективны. Главная причина - срок удаления контрафакта с маркетплейса, он составляет несколько десятков дней.
"За это время контрафактный продукт будет продан, его владелец растворится, а правообладатель не получит ни компенсации, ни возможности исключить продажи отдельного товара, а потребитель его купит. В таком случае мы не можем назвать маркетплейсы безопасными для потребителей. Решением этой проблемы мог бы стать механизм, с помощью которого правообладатель мог бы быстро взаимодействовать с маркетплейсами и через него взаимодействовать с продавцом, чей товар сомнителен. Только суд может доказать правоту правообладателя, однако пока идет суд, карточка товара должна быть заблокирована либо средства, которые получает маркетплейс, должны быть заморожены до решения суда. Мы предусмотрели и механизм страхования рисков на тот случай, если суд решит, что товар легальный. Правообладатель должен страховать такие риски и прикладывать полис страхования к заявлению по блокировке, который он отправляет в маркетплейс. Похожие механизмы прописаны в регуляторике ЕС и США, оттуда мы взяли лучшие практики, и схожая по принципу практика действует в РФ в отношении блокировки незаконного контента, где это делается быстро и в экспресс-режиме. Однако, к сожалению, наши предложения не вошли в нынешнюю версию законопроекта", - заявил он.
Александр Онищук говорит о законопроекте "О платформенной экономике в Российской Федерации" за авторством Министерства экономического развития РФ. На момент выхода материала, он находился на рассмотрении в правительстве, куда, согласно сообщению Минэкономразвития, поступил в конце февраля 2025 г. В нем говорится, что законопроект даст определения терминам "платформенная экономика", "цифровая платформа", "посредническая цифровая платформа", "пункт выдачи заказов", "карточка товара" и др., установит обязательное содержание договоров маркетплейсов с партнерами, порядок изменения их условий, предоставления скидок на товары, актов сверки взаиморасчетов, применения санкций, вводится цифровая досудебная система разрешения споров. При этом в самом тексте законопроекта правообладатель упоминается всего один раз. Статья 7 "Размещение карточки товара, внесение изменений в карточку товара", пункт 5 гласит: "Правообладатель в случае обнаружения нарушения его исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации вправе обратиться с заявлением о неправомерном размещении карточки товара к оператору".
Представитель пресс-службы ООО "РВБ" (маркетплейс Wildberries) рассказал, что законопроект с учетом этапа развития цифровых платформ имеет огромное значение, и отметил, что он должен учитывать интересы всех сторон платформенного бизнеса, включая партнеров и пользователей. По его словам, Wildberries принимает участие в работе над ним и рассчитывает, что отраженные в нем положения будут способствовать долгосрочному, стабильному развитию всех участников экономических отношений, которые создают цифровые платформы.
Он также заявил, что компания уже несет ответственность за реализацию контрафакта как информационный посредник, и продавцы, принимая оферту, обещают соблюдать как законы РФ, так и правила площадки.
"Согласно оферте, продавцы должны отражать полную информацию о потребительских свойствах товара в его карточке и предоставлять необходимые в зависимости от категории товара документы, доказывающие соответствие продукции обязательным требованиям. Для контроля качества продукции мы используем дополнительные инструменты. Например, с февраля работает сервис "Бренды". Новый механизм позволяет официальным представителям торговых марок подтвердить права на бренд, усилить контроль над представленностью продукции на маркетплейсе, а также предоставить новые инструменты продвижения, узнаваемости и выделения товара. Если говорить о защите правообладателей, на Wildberries действует сервис "Цифровой арбитраж". Он позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Если продавец не может их предоставить, маркетплейс скрывает такие товары с онлайн-витрины. К тому же Wildberries уже интегрирован с реестрами Роспатента и проверяет данные правообладателя через реестр держателей товарных знаков ведомства. Чтобы помочь покупателям с выбором оригинальных товаров известных брендов, которые часто копируют, на Wildberries появился значок "Оригинал". Его можно увидеть в карточке, каталоге и поиске, если продавец подтвердил право продавать товары и предоставил необходимые документы: договор, сведения об оплате поставки и др. Есть специальный фильтр с товарами, подлинность которых подтверждена, чтобы пользователям было удобнее делать покупки. Также мы рекомендуем покупателям обращать внимание на рейтинг продавца и внимательно изучать отзывы", - сказал представитель пресс-службы маркетплейса Wildberries.
Представитель пресс-службы ООО "Озон" (одноименный маркетплейс) не ответил на вопросы корреспондента ComNews.
Некоторые игроки рынка ретейла считают, что проблема не столько в новом законопроекте, сколько в законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". По мнению президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, он нуждается в переработке.
"Экономика меняется и вместе с ней меняется процесс создания и вывода продукта на рынок. Это свидетельствует о необходимости разработки новой стратегии развития торговли, вне зависимости от того, в каком виде она будет существовать. Мы видим большие каналы продаж, такие как магазины в музеях и развлекательных центрах или в социальных сетях. Для ряда направлений они становятся главными", - заявила она.
Антонина Цицулина отметила, что в России есть успешная практика Федеральной таможенной службы с кабинетом правообладателя, таможенным реестром и реестром интеллектуальной собственности. По ее мнению, маркетплейсы, цифровые платформы, магазины розничной торговли должны работать по одним правилам.
Директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан согласилась, что единообразие необходимо, однако при его создании нужно руководствоваться интересами потребителей, поставщиков, государства и т.д. Однако она отметила, что единообразие может идти как по пути ужесточения, так и по пути смягчения условий.
"Если требование для офлайн-торговли действительно нужно для защиты интересов потребителей, продавцов, поставщиков или государства, то оно должно распространяться и на онлайн-торговлю. Например, в сфере защиты интеллектуальных прав нужно посмотреть на требования к простым и интернет-магазинам и задаться вопросом - почему в онлайн-торговле должно быть что-то по другому?" - сказала Анна Дупан.
