Онлайн-кинотеатры в 2024 г. снова нарастили выручку

По итогам 2024 г. выручка онлайн-видеосервисов в России выросла на 44%, повторив резкий всплеск годом ранее. К таким выводам пришли аналитики информационно-аналитического агентства TelecomDaily в новом исследовании российского рынка онлайн-кинотеатров. За год положение ведущих сервисов практически не изменилось. В первую пятерку вошли "Кинопоиск", "Иви", Wink, Okko и Kion.
В 2024 г. выручка российских видеосервисов достигла 121,3 млрд руб. против 84,2 млрд руб. годом ранее. Таким образом, рост за год составил 44% - рынок второй год подряд удерживает высокие темпы роста, которые ранее демонстрировал до 2021 г. включительно. За 2023 г. рост выручки составил 45%, в то время как по итогам 2022 г. не превысил 10%. Общее количество платных подписок в 2024 г. выросло с 45 млн до 58 млн, то есть на 29%.
В общей выручке доля онлайн-кинотеатра "Кинопоиск" (принадлежит МКПАО "Яндекс") почти в два раза выше, чем у идущего за ним "Иви". Доля "Кинопоиска" составила 33,4% (годом ранее было 34,2%), "Иви" - 16,9% (17,6% в 2023 г.) Третьим остался Wink (принадлежит ПАО "Ростелеком") - единственный в топ-3, кто за год увеличил долю, с 14,7% до 16,2%. Четвертый - Okko (принадлежит "Сберу"), который также улучшил позиции - с 9,5% до 12,9%. На пятом месте - Kion (принадлежит экосистеме МТС), который зафиксировал небольшое снижение - с 6,6% в 2023 г. до 6,2% в 2024 г.
Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова объяснила причины роста выручки: "Онлайн-кинотеатры в России - это растущий и пока еще развивающийся бизнес, и этим обусловлены двузначные темпы роста их выручки в 2024 г. Количество платных подписчиков онлайн-кинотеатров в 2024 г. тоже выросло двузначными темпами - на 29% до 58 млн, что напрямую повлияло на рост выручки. Ряд крупных онлайн-кинотеатров повысили цены на 30-60% из-за инфляции и высокого роста спроса, что стало важным фактором роста совокупной выручки".
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын также привел аргументы роста выручки: "Быстрый рост выручки онлайн-кинотеатров вызван, во-первых, усилившейся маркетинговой деятельностью крупных игроков рынка, который уже консолидирован. В основном онлайн-кинотеатрами владеют крупнейшие экосистемы. Наверное, каждому из нас звонили бренды, которые знает каждый, и предлагали подписку на льготных условиях. Во-вторых, пользователи просто привыкают платить за онлайн-развлечения".
Выросла и стоимость подписки онлайн-кинотеатров. Сразу три игрока из первой пятерки подняли цены на подписку. "Кинопоиск" на 33%, Wink - на 50%, Kion - на 60%. Premier, занимающий по доле выручки шестое место, также увеличил стоимость подписки на 33%. Именно этот фактор сыграл роль в росте выручки в годовом выражении. Однако входящий в топ-5 Okko снизил стоимость подписки на 50% и очень активно рос, благодаря продвижению в рамках подписки "Сбер Прайм". "Иви" не менял расценки и сосредоточился на новых проектах.
"Мы видим, что в 2024 г. онлайн-кинотеатры придерживались грамотной маркетинговой стратегии. Четыре из десяти крупнейших онлайн-кинотеатров подняли цены. Сервис Okko цену снизил, но как раз в тот момент, когда велось его активное продвижение. В результате выручка онлайн-кинотеатров выросла почти в два раза и также сказалась на объемах рынка. Впрочем, в 2025 г. темпы прироста выручки все-таки снизятся до 20-22% по итогам года. Маловероятно, что столь высокую динамику, как в 2023-2024 гг., возможно поддерживать одними лишь ценовыми инструментами", - прокомментировал генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.
"Если предположить, что на рынок онлайн-кинотеатров не войдут новые игроки, то существующие видеосервисы смогут увеличить выручку в 2025 г. на 30-40% благодаря продолжению роста количества подписчиков, производству некоторыми развлекательными корпорациями уникального контента - сериалов и фильмов, - а также продолжению роста доходов от сегмента лицензирования и партнерства. Замедление роста выручки будет возможно в ближайшие годы, но, по нашему прогнозу, в течение трех-четырех лет выручка онлайн-кинотеатров будет по-прежнему расти двузначными темпами, так как в России этот сегмент сферы развлечений еще не насыщен", - предположила Наталья Мильчакова.
По мнению Леонида Делицына, совокупная выручка онлайн-кинотеатров по итогам 2025 г. достигнет 166 млрд руб.
