Залим Кудаев, основатель сети "Зубы за один день"
Залим
Кудаев

основатель сети "Зубы за один день"
© ComNews
03.02.2025

В 2025 году инвестиционным фокусом федеральной сети клиник "Зубы за один день" станет работа с большими массивами данных и автоматизация точек контроля. В дальнейшем компания намерена собрать эти функции в единый программно-аппаратный комплекс. О планах цифровых изменений в медицинской индустрии порталу ComNews рассказал основатель сети "Зубы за один день" Залим Кудаев.

В клиниках "Зубы за один день" мы используем такие инструменты как телемедицина, электронный документооборот, системы облачной безопасности, многоканальная платформа контакт-центра с диалоговым искусственным интеллектом и автоматизацией, а также нейросети при анализе КТ-снимков.

Ключевой проблематикой внедрения элементов цифровизации являются кадры. В последние четыре года рынок стоматологических услуг в России растет на 7–10% каждые 12 месяцев, и ровно на столько же падает в нем количество активных соискателей.

В своей отрасли мы видим перспективы в работе с большими массивами данных и в автоматизации точек контроля. В сети клиник "Зубы на один день" система пока ручная, но мы находимся на этапе переформирования процессов в алгоритмы. В точке передачи у нас происходит контроль в моменте по принципу "эстафетная палочка". В этом процессе также важно снижать влияние человеческого фактора: например, все обращения автоматически обрабатывать нейросетями и ботами.

Большие массивы данных

По этому направлению идет формирование технического задания, поскольку автоматизация хаоса приведет только к его более масштабному распространению.

Структура работы:

  1. формирование списка шагов;
  2. дорожная карта;
  3. частичная автоматизация по шагам;
  4. сводные базы, таблицы, массивы;
  5. перенос на портал, где мы получаем возможность более серьезной автоматизации.

Я хочу построить систему сбалансированных показателей — это полное понимание того, какое действие к какому результату приведет, это система с взаимосвязанной цепочкой логических действий. Задача — снизить расфокусировку, прежде всего - врача или любого другого сотрудника, максимально сняв с него ручной труд. В основном он требуется для отчетов и контроля. Мы стараемся фокусировать специалиста на его основной задаче — действиях, которые приводят к пользе для пациента. Все остальное должно собираться по максимуму автоматически.

По направлению работы с большими массивами данных в нашем случае цифровизация должна решить такие задачи: семантический сбор всех данных для оценки больших массивов, которые позволяют выделять мегатренды. Там очень мало глубокой детализации, но есть реперные точки, на которые важно смотреть. Единственное уточнение: big data не дает узкопрофессиональных и точечных решений, но показывает общий вектор, куда движется одна из индустрий, в нашем случае — частная стоматологическая практика, углубленно в нашем случае — хирургия и ортопедия по технологии All-on-4 (она позволяет восстановить зубы одной челюсти на четырех имплантах за один день – прим. ComNews).

Автоматизированные точки контроля в цепочке

Мы начали с того, что сделали канбан-доску и двигаемся по методу Scrum. Механика такова. Мы закрываемся в комнате, расчерчиваем весь день, даем каждому, кто участвует в процессе, самоклеящиеся стикеры, он расписывает свои действия с шагом в каждые 15 минут и располагает листочки на шкале времени. Следующий шаг — мы перемещаем стикеры друг между другом и создаем определенный график, который соответствует принципу бережливого производства. Так мы пришли к восстановлению всех зубов по технологии All-on-4 за 24 часа, что не было заложено в ее классическом варианте. Устранив потери, мы получаем достаточно хороший поток создания результата. На этом этапе пока не требуется автоматизация, поскольку работает небольшая группа — хирург, ортопед, зубной техник и ассистенты.

Мы взяли стандартный протокол лечения по технологии All-on-4, которую мы привезли из-за рубежа и применяем, но детализировали его более чем в 10 раз. "Расшили" каждую минуту и действие, создав свои хирургические, зуботехнические и ортопедические протоколы. Пройдясь по ним, каждый доктор понимает, какие навыки ему нужны в манипуляции, какое взаимодействие должно быть с ассистентом. Сейчас проводятся проверки. Я лично с таймером прохожу вместе с конкретной бригадой весь путь, оценивая, где еще есть потери времени. Например, если в кабинет забыли положить какой-то инструмент, ассистент выходит за ним в другое помещение. Мы замеряем, сколько времени на этом теряется, но самое главное — сказалось ли это именно на процедуре. Условно, если ассистент вышел, но хирург или ортопед продолжает работу, то как потерю в протокол не вносим, если медик остановился — фиксируем. Пока мы формируем идеальный протокол, включающий подготовку до операции, в процессе и после, вплоть до уборки после пациента и стерилизации инструментов.

Хирург передает данные ортопеду (какие он установил импланты, под каким углом установлены мультиюниты и с каким усилием), ортопед передает технику слепки, которые потом возвращаются в виде протеза. В промежутке у нас есть множество точек контроля. Между хирургом и ортопедом это доска, на которую буллитами выписываются все результаты, к которым пришел хирург вместе с ассистентом. Также разработан акт, который передает ортопед технику, более чем с 30 параметрами. Техник во время изготовления публикует фото- и видеоматериал о том, каких он достигает результатов в изготовлении протеза, с контролем основных точек, среди которых, например, — как сварена балка, насколько верно поставлены зубы. Это гарантия того, что все встанет и будет надежно работать, а также даст имплантам прижиться.

Пока такая ручная система дает плоды. Например, уровень переделок операций по технологии All-on-4 за восемь лет работы мы снизили с более чем 10% до менее чем 1%. Но это возможно в рамках небольшой сети, как у нас, — 8–10 клиник.

Таким образом, если говорить про инструменты сегодняшнего дня — это логика, здравый смысл и следование самому процессу по заданным протоколам лечения. Пока это не автоматизация, которая идет с активным применением ИТ, но мы создаем ту базу, на которую лягут инструменты цифровизации.

Что планируем создать?

Я вижу будущее в виде программного комплекса, который станет стандартом для исполнения схем. Весь протокол будет описан по шагам с необходимыми инструментами, навыками и материалами, со структурой планирования и оценки как самой программы лечения, так и результата. Анализ должен осуществляться с подключением нейросетей, которые на этапе обучения будут давать выводы совместно с людьми, а после — самостоятельно. Однако последняя точка контроля должна оставаться за человеком. Здесь важно смотреть аналитику — отдавать нейросети точки контроля полностью можно тогда, когда 1000 из 1000 оценок будут правильными. Потому что здоровье — динамичная система, и пока чем больше в этой системе с нейросетью будет участников, тем эффективнее она окажется.

Таким образом, для нас задача — создать этот программно-аппаратный комплекс, затем масштабировать его применение на собственную сеть, далее сделать его доступным для рынка с формированием в параллели программ по обучению. В том числе такая система будет актуальна для самостоятельного контроля молодых или переобучающихся врачей, которые смогут формировать и дорабатывать планы лечения, пока они не получат высшую оценку, мониторить изменения и итог. Здесь предполагается "принцип светофора", сопровождающийся некоторой градацией по баллам.

Сколько стоит и в какие сроки?

Мы вырабатываем базу, чтобы прийти к разработке ИТ-решений. По нашим подсчетам, проект по созданию такого программного комплекса потребует 2–3 лет разработки, каждый из которых обойдется примерно в $1 млн. Мы приступим к этому, скорее всего, в 2026 году, поскольку 2025 год посвятим подготовке фактуры. И это очень важно, поскольку я видел очень много "кривых" автоматизированных систем, в которые вкачаны сотни миллионов, и это печально. Я глубоко убежден, что решающим для старта должен стать глубокий аудит и подготовка, а потом уже инвестиции. Только в такой последовательности решение может внести мощный вклад в индустрию.

Пока я готов инвестировать с единственной целью — создавать новые стандарты на рынке, которые позволят широкому кругу стоматологических клиник использовать их для улучшения качества работ. На базе своей компании для этого необходимо создать широкую сеть, которая использует единые стандарты, что позволит пациентам без страха доверять системному контролю и качеству выполнения работ. Прежде всего, это позволит снизить страх перед походом к стоматологу и повысить уровень доверия. Хочется приблизиться к такому уровню сервиса, чтобы визит в стоматологическую клинику воспринимался им как поход в спа – в виде приятной и безболезненной процедуры с прозрачным результатом.

Сложно говорить о сроках, потому что семимильными шагами развиваются нейросети, и мы идем к полноценной работе ИИ. Я думаю, что 2030 год станет для нас новой эрой цифровизации во всем.