Импортозамещение сервисов ВКС российскими решениями идет медленно, но уверенно
Конференция "Видео+ Конференция". На фото слева направо: руководитель команды ВКС VK WorkSpace Георгий Казимирчик, директор сервиса "МТС Линк" Олег Пашукевич, директор по развитию "Труконф" Дмитрий Одинцов
О постепенном переходе на российские ВКС-сервисы на конференции "Видео+ Конференция" рассказали игроки отечественного рынка ВКС. Эксперты отметили, что импортозамещение идет неторопливо, но интерес к российским решениям среди компаний растет.
"У нас остается большой процент компаний, которые используют западные решения - например, Zoom или Microsoft Teams. Если мы говорим про тенденцию на импортозамещение, то, действительно, компании переходят на российские ВКС. Поэтому тенденция идет не просто ради выполнения плана по импортозамещению, а компании действительно хотят пользоваться нашими решениями, которые в один момент не уйдут неожиданно из страны вместе с блокировкой всех аккаунтов", - рассказал руководитель команды ВКС VK WorkSpace Георгий Казимирчик.
Директор сервиса "МТС Линк" Олег Пашукевич согласился с тем, что российские компании продолжают пользоваться западными сервисами: "Если брать компании, которые используют и западные, и российские решения, то еще год назад их было 60%. Если брать компании, которые планировали перейти на российские решения, то их было 40%. Но дьявол кроется в деталях. Даже компании, которые массово переходят на российские продукты, не могут полностью искоренить западные решения, которые были изначально. Когда начинаешь вдаваться в подробности, то выясняется, что корпоративная коммуникация перешла на отечественного вендора, но отдел обучения проводит вебинары по Zoom. Есть и обратная ситуация. Отдел обучения перешел, допустим, на "МТС Линк", но корпоративная коммуникация остается в привычном Skype. Поэтому компаний, где не осталось очагов западных решений, не очень много".
Также Олег Пашукевич привел в пример образовательные учреждения: "В госсекторе, например вузам, выделяют бюджет для перехода на отечественные сервисы. Но когда посещаешь вуз и заходишь в аудиторию, то видишь, что там открыт Zoom. Но мне такая ситуация даже нравится, потому что во многих компаниях до сих пор нет жесткой установки перехода на отечественные решения. Таким образом, российским разработчикам дают шанс доказать, что их продукт лучше. Хорошо, когда сотрудникам дают выбор. И в этой конкуренции отечественных и западных решений рождается истина".
Руководитель продуктов "Телемост" и "Мессенджер" платформы "Яндекс 360" Ангелина Зинченко считает, что работа с иностранными сервисами - это дело привычки: "Конечно многие компании, которые до сих пор применяют западные решения, пользуются ими просто по привычке. Для многих это большой фактор. Переход на новое программное обеспечение всегда связан со стрессом и отторжением у сотрудников. И потом эти решения хорошо интегрированы в инфраструктуру компании. Поэтому отказаться от них сложно, если сам вендор не отключит продукт моментально. С блокировками аккаунтов крупных западных ИТ-компаний (что не относится только к сервисам ВКС) уже столкнулись в первую очередь компании нефтегазовой отрасли и электронной коммерции".
Олег Пашукевич назвал три фактора, которые стимулируют заказчиков переходить на отечественные решения: "Первый фактор - это сервисная поддержка. Это очень важный фактор для клиента. В западных сервисах часто нельзя никуда позвонить. Ты просто оставляешь сообщение, а тебе могут даже не ответить. В случае с российскими крупными вендорами ситуация иная. У нас часто поддержка осуществляется круглосуточно. Второй фактор - качество. И если два-три года назад с этим были проблемы, то в данный момент на территории России, особенно в условиях нестабильной связи, в удаленных регионах, качество связи даже выше, чем у Zoom и Microsoft Teams. Третий фактор - функционал, который упрощает жизнь пользователю, освобождает время и повышает эффективность".
Руководитель коммуникационной платформы SaluteJazz Антон Анпилов предположил, какое будущее ждет отечественный рынок ВКС: "Скорее всего, в будущем мы увидим на рынке двух-трех крупных игроков. А помимо них будут свободные бесплатные мессенджеры и длинный хвост из других мелких решений. Есть интересные локальные кейсы, например, видеоконференция на подводной лодке. И там совершенно другие требования. Вряд ли кто-то из крупных вендоров пойдет в этот кейс, потому что там немного денег. Это будет специализированное, адаптированное решение, которое работает лишь в определенных местах. Подобных игроков будет немного, но в каждом сегменте они будут присутствовать".