Image by Freepik
Т-Банк ввел для клиентов функцию защиты средств от мошеннических схем, связанных с предложениями о работе. Это произошло спустя 10 дней после вступления в силу федерального закона №369, согласно которому банки обязаны пресекать транзакции от клиентов на мошеннические счета.
© ComNews
06.08.2024

Т-Банк добавил мошеннические схемы, связанные с предложением работы, в сервис "Защитим или вернем деньги", который ранее фокусировался лишь на классических сценариях телефонного мошенничества. Он определяет мошенничество во время звонка с вероятностью более 99% и с помощью технологий защищает клиентов от злоумышленников. Как указано в пресс-релизе банка, если Т-Банк не сможет предотвратить мошенничество и клиент станет жертвой обмана, то банк компенсирует потери.

Однако 25 июля 2024 г. уже вступил в силу федеральный закон Nº369-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон 161-Ф3 "О национальной платежной системе". Закон обязывает банки приостанавливать транзакции клиентов на счета, которые являются мошенническими. Если банк обнаружит совпадение реквизитов с теми, что находятся в базе данных Банка России (ЦБ РФ) "О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента", то обязан приостановить операцию. В случае перевода денег мошенникам, банк должен вернуть утерянные средства клиенту.

https://www.comnews.ru/content/234513/2024-07-29/2024-w31/1002/edinaya-platforma-protivodeystviyu-moshennikam-pomozhet-vzyat-socialnuyu-inzheneriyu-pod-kontrol

Руководитель центра экосистемой защиты Т-Банка Олег Замиралов рассказал корреспонденту ComNews, в чем уникальность сервиса и почему его нововведения важны даже после вступления в силу нового закона: "В рамках нового закона банки обязаны возвращать украденные средства только в случаях, если они были переведены на реквизиты, которые указаны в специальной базе ЦБ РФ как мошеннические. Но к сожалению, это далеко не весь объем мошенничества. И распространяется обязанность компенсаций только на ситуации, когда банк не предупредил клиента, что он, скорее всего, совершает перевод мошенникам, и не "охлаждал" такой перевод в течение двух дней. Если банк предупреждал и затормаживал операцию, но клиент ее все равно совершил, потери ему не будут компенсированы. Сервис "Защитим или вернем деньги" покрывает любые ситуации и большинство мошеннических сценариев, вне зависимости от того, были реквизиты получателя в базе ЦБ или нет".

Также Олег Замиралов рассказал, что действие сервиса распространяется не только на случаи перевода денег: "Сервис защищает и компенсирует потери не только в ситуациях, когда клиент сделал перевод, но и в случаях, если он снял деньги в банкомате, что не покрывается законом, и положил на якобы безопасный счет - такими уловками тоже пользуются мошенники".

Партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Сергей Учитель подтвердил, что закон не покрывает все случаи мошенничества: "Изменения в ФЗ "О национальной платежной системе", вступившие в действие 25 июля 2024 г., определяют лишь общий алгоритм действий банков (операторов платежных систем) при поступлении информации (обнаружении) о подозрительном платеже. В то же время признаки, по которым платежи можно отнести к подозрительным, должны определять сами банки в рамках реализуемой ими системы управления рисками, процедур выявления подобных операций. Поэтому здесь уже каждый банк вправе самостоятельно разрабатывать и внедрять соответствующие алгоритмы, системы анализа и блокировки".

Также Сергей Учитель не исключил возможности попадания в базу данных ЦБ РФ "случайных" счетов, которые не являются мошенническими: "Сами нововведения в закон являются положительными. Однако нельзя исключать, что при их применении под сомнительные могут попасть и быть заблокированы вполне нормальные операции, которые по каким-либо признакам система банка идентифицировала в качестве подозрительных. Однако, с политико-правовой точки зрения, значимость защищаемых интересов существенно перевешивает возможные негативные последствия блокировки отдельных операций по ошибке и потенциальные неудобства для граждан, у которых был заблокирован платеж, из-за чего им придется его дополнительно подтверждать".

Советник налоговой практики юридической компании "ЭБР", эксперт Moscow Digital School Игорь Грибков согласился с доводами представителя Т-Банка о более широком функционале сервиса: "По новому закону банки обязаны приостанавливать платежи на два дня, если данные о получателе денежных средств содержатся в базе ЦБ о мошеннических операциях. Таким образом, сервис Т-Банка "Защитим или вернем деньги" в теории предлагает более широкий охват рисков, чем это предусмотрено новыми правилами, то есть по тем платежам, данные о которых могут отсутствовать в системе ЦБ. Однако на практике важное значение будет иметь то, какие требования банк будет предъявлять к представленным клиентом документам в обоснование факта мошенничества".

Новости из связанных рубрик